На кухне у экологов

21 сентября 2015 - 09:44

От редакции: как «приготовить» новую программу экологической политики, мы уже не раз рассказывали. Как не забыть про важные ингредиенты «Чистый воздух», «Чистые воды», «Отходы», «Рекультивация» и соблюсти все пропорции рецепта, читатель «СВ» знает не понаслышке. А вот побывать на кухне у экологов нам удается не часто, но сегодня нам улыбнулась удача.

Мы будем наблюдать, как ведется экологический мониторинг эксплуатируемых месторождений «ЛУКОЙЛ-Коми». Предоставляем слово ведущему инженеру отдела охраны окружающей среды Общества Андрею Коптелову.

Обязательное условие

Экологический мониторинг месторождений обязателен для всех нефтегазодобывающих компаний, потому как необходимость его проведения заложена в условиях лицензий на добычу углеводородного сырья. В свою очередь лицензии опираются на федеральные законы, такие как ФЗ-2395-1 «О недрах», «Об охране окружающей среды» (ФЗ-7), и некоторые постановления правительства.

Программа экологического мониторинга разрабатывается после проведенной фоновой оценки территории, которая, по сути, является первым этапом мониторинга.

В зависимости от территориальной принадлежности того или иного месторождения, программа проходит обязательную процедуру согласования с контролирующими органами Республики Коми или Ненецкого автономного округа. Государственными служащими ведомств, занимающихся охраной окружающей среды, проводится независимая оценка полноты охвата, достаточности компонентного анализа, а также предложенных в программе сроков и периодичности наблюдений за природной средой. В дальнейшем программа мониторинга становится одним из многих рабочих документов для экологических служб территориальных производственных подразделений. Физические объемы и основные направления экологического мониторинга закладываются в производственные программы (бюджеты), проходят процесс согласования и утверждения руководством Общества, и далее – Компании.

Штиль не помогает

Как правило, мониторинг проводится по всем компонентам природной среды, а если быть точным, то на месторождениях наблюдают за снегом, воздухом, водой, почвой, флорой и фауной. Особенности экологических оценок различных природных сред при проведении мониторинга значительно разнятся.

Например, мониторинг почв проводят на так называемых реперных площадках, жестко закрепленных на местности и имеющих координатную привязку к государственной сети. Из года в год исследователи берут пробы почвы в одних и тех же точках, что позволяет увидеть динамику изменений, проходящих в верхних слоях почвенного профиля.

Пункты мониторинга водных объектов могут в значительной степени варьироваться. В некоторых случаях точка мониторинга может быть привязана к координатам государственной сети – это характерно для озер на территориях ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз», а в некоторых случаях точка мониторинга может меандрировать (мигрировать) вместе с руслом водотока, что характерно для водных объектов на месторождениях ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» и «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз».

И если почву и воду отслеживают с привязкой к каким-либо природным или промышленным объектам, то воздух мониторят (сленг всех экологов, перешедший в обиход) с наветренной и подветренной сторон месторождений. В штиль мониторинг воздуха не проводят.

Флора и фауна

Флору оценивают не только по внешнему виду растительности (мхов, травы, кустарников, деревьев), но и по химическому составу корневой и надземной частей растений. Именно химический состав растительности дает наиболее полное представление об изменении природной среды. Ведь наличие в листве деревьев какого-либо канцерогена свидетельствует о его наличии в почве, воде и воздухе, а, следовательно, и о влиянии процесса нефтедобычи на окружающую среду.

Фауну оценивают зимой по следам животных на снегу. Кроме того, устраивают ловушки и активно пользуются свидетельствами очевидцев. Как правило, это лесничие, инспекторы и даже охотники.

Результаты под сугробом

Наиболее ценным среди экологов признается компонентный анализ снежной массы, накопленной в течение зимнего периода. Снег отбирают из различных горизонтов (слоев) сугроба, что позволяет вычислить период максимального влияния объектов на атмосферу прилегающих территорий. Снег аккумулирует вещества, впитывая их в себя как губка. Наиболее точные анализы, дающие представление о реальном антропогенном воздействии, получаются в результате исследований проб, отобранных в марте-апреле.

Итоги экологического мониторинга, в процессе которого проведены почвенные, геологические, экологические, гидрологические, метеорологические и множество других изысканий, оформляются в виде отдельных книг (томов) с обязательным наличием картографических материалов и схем, фотографий флоры и почвенных разрезов, графиков изменения природной среды по наиболее опасным веществам.

Кстати, результаты мониторинга регулярно проверяются управлением Росприроднадзора при проведении плановых проверок деятельности «ЛУКОЙЛ-Коми».

Андрей Коптелов, «Северные ведомости»

Отправить комментарий