Раскинулись сети широко. Как не угодить в ловушки Интернет-мошенников

10 июня 2014 - 19:27

Всё, что может быть нужно современному человеку, от работы до заказа еды на дом, сегодня можно найти во Всемирной паутине.

Здесь же – растущее число электронных услуг – от Интернет-шопинга до оплаты госпошлины и «коммуналки». Удобно? Бесспорно. Но и рискованно. Ведь, несмотря на совершенствующиеся системы безопасности, защиты и прочие ухищрения, уровень профессионализма мошенников тоже растёт, и порой они перестраиваются и приспосабливаются к новым сервисам гораздо быстрее, чем «кибернетические охранники».

Да, Интернет, если ты решил купить, скажем, ноутбук или ещё какую-то технику без переплаты – хороший помощник. Здесь на выбор сотни сайтов, готовых предоставить посреднические услуги, удобные условия доставки и скидки, что, безусловно, привлекает покупателей. Но и преступники, прекрасно понимающие психологию людей с их извечным стремлением к экономии, не упускают случая нажиться на человеческом доверии.

Несмотря на постоянные предупреждения и разъяснения, число людей, периодически попадающих в ловушки Интернет-мошенников, растёт. Наша республика не исключение. То и дело появляется информация о том, что доверчивые граждане отдали злоумышленникам 40, 50, 100 тысяч рублей.

Схемы махинаций разные – кто-то пользуется излюбленным приёмом – позвонить и сообщить, что близкий человек попал в беду и чтобы его выручить, сотруднику полиции на карту нужно перевести энную сумму.

Другие идут по более сложному пути – создают в сети магазины-однодневки, которые привлекают выгодными ценами. Очень часто такие дельцы, получив достаточный «навар», исчезают. И разыскать их практически невозможно при всём желании.

В данном случае процедура аферы происходит примерно так: вы выбираете товар, оформляете заказ, по телефону с вами связывается якобы консультант магазина. Вы обсуждаете с ним условия оплаты и доставки, подтверждаете свой выбор. После чего по электронной почте, адрес которой вы указали при онлайн-заказе, получаете квитанцию, которую должны распечатать и оплатить в любом банке. Пока на счёт аферистов не поступят деньги, консультант будет слать вам уведомления. Некоторые «продавцы» не сочтут за труд перезвонить лично, дабы удостовериться, что вы угодили в ловушку и всё оплатили. И вот, когда вы со своей стороны всё сделали, получили заверения, что товар придёт в оговорённые сроки (от 3 до 14 дней), и начинаете ждать. Проходит неделя, вторая, третья, вы уже нервничаете и звоните, пишете на e-mail, а в ответ – тишина… Контакт пропадает, сайт удалён или не работает, телефон консультанта недоступен, электронная почта недействительна, номеров, указанных на сайте, попросту не существует. Итог – потеря денег и обида. В первую очередь – на себя, ведь ещё великий А. С. Пушкин советовал не гнаться за дешевизной, дабы не потерять ещё больше.

Как бы то ни было, схема эта уже проработана, с её помощью обманывают людей не первый год. А между тем, есть несколько «маячков», которые должны насторожить и заставить задуматься, а не «липовый» ли сайт перед вами?

Первое – на большинстве страничек фальшивых Интернет-магазинов отсутствуют условия оплаты товара при получении, то есть заказ оформляется исключительно с предоплатой, причём в размере 100 процентов. Ещё один момент, который должен насторожить, – отсутствие у магазина бесплатного номера телефона, который, как правило, начинается с 8-800…

Многое о благонадёжности сайта скажет его оформление – ради «однодневки» вряд ли кто-то будет раскидываться большими деньгами, вкладываться в дизайн, макет, информационное наполнение, в разработку удобных сервисов. На такой странице, как правило, минимум информации, а вкладка отзывов если и есть, то, наверняка, забита комментариями, украденными с других ресурсов. Проверить это несложно, достаточно скопировать несколько строк из размещённых отзывов и ввести в поисковик. И умный Яндекс или Google тут же выдадут кучу ссылок, на которых вы увидите те же хвалебные отзывы, но уже о других магазинах.

Кроме того, в помощь Интернет-пользователям создано дополнение (плагин, расширение), действующее на всех популярных web-браузерах. Называется оно «Web of Trust (WOT)», которое, как светофор, меняет свет в зависимости от благонадёжности сайта – если веб-ресурс безопасен, заслуживает доверия и может быть использован даже детьми, иконка в панели инструментов будет зелёного цвета. Если сайт вызывает сомнения, значок будет оранжевым, ну, а в том случае, когда ресурс имеет признаки вируса, может повлечь фишинг-атаку или имеет дурную репутацию – WOT будет гореть красным, предупреждая об опасности. Неменьшие сомнения у потенциального покупателя должна вызвать заманчиво низкая цена, в то время как на сайтах конкурентов стандартная стоимость на 10-15 процентов выше.

– Чтобы не оказаться жертвой мошенников, нужно убедиться в репутации сайта, избегать ненадёжных ресурсов, читать отзывы не только о предлагаемых товарах, услугах, но и Интернет-магазинах, – советует оперуполномоченный уголовного розыска ОМВД России по г. Усинску Александр Шевченко. – Сейчас в Глобальной сети существуют специальные форумы, на которых идут обсуждения и разоблачения мошеннических сайтов и схем. Есть ресурсы, созданные правозащитными Интернет-сообществами, где аккумулируются адреса сайтов, замеченных в мошенничестве или недобросовестности. Так что, раз уж вы пользуетесь Сетью, реализуйте её возможности в полную силу, в том числе и для того, чтобы себя обезопасить. С начала этого года в Усинске зафиксировано порядка пятнадцати случаев, когда люди обращались в полицию с заявлениями об Интернет-мошенничестве. Часть из них в дальнейшем была отозвана, так как ситуация разрешилась – товар просто задержался в пути, но всё-таки дошёл до адресата. Что касается системы пресечения афер, то процедура здесь отработана. Предусмотрен ряд определённых мероприятий: от вычисления администратора сайта, получения информации о счёте и переводе средств в банке до составления иска и разбирательства. То есть делается всё, чтобы вернуть деньги пострадавшему и по закону разобраться с преступниками. К сожалению, разоблачить аферистов бывает весьма непросто. Поэтому главное пожелание покупателям веб-магазинов – быть бдительными и осторожными.

Интернет-мошенники, выбравшие для себя прибыльный и довольно безопасный вид бизнеса, ни за что от него не откажутся. Они будут регулярно менять названия и интерфейс сайтов, открывать новые телефоны, «переименовывать» операторов. Но применять всё тот же излюбленный способ заманивания выгодными условиями, бесплатной доставкой, скидками, акциями и ассортиментом товаров на любой вкус. Вычислить владельца фальшивого сайта непросто. Но Интернет-сообщество защиты прав потребителей делает всё возможное, привлекает к работе лучших специалистов в сфере IT-технологий, чтобы вывести на чистую воду таких дельцов и предотвратить новые преступления.

В итоге не так давно благодаря их усилиям был выявлен и опубликован целый список сайтов одного и того же учредителя-злоумышленника. Вот их названия: «Asellers.ru», «Bitted.ru», «Bobbed.ru», «Mvideos.ru», «Alloyed.ru», «Capped.ru», «Catting.ru», «A-05.ru», «Doncoputer.ru», «Planetashops.ru», «Onnons.ru», «Centring.ru», «Cabled.ru», «Capped.ru», «Unns.ru», «S-02.ru».

Глобальная паутина – это не только безграничные возможности, но и гарантированные риски. Согласитесь, бдительность не помешает.

Ярослав Мацаков, «Наш новый Север»

Отправить комментарий