Если нет в семье «скульптора»

17 августа 2007 - 16:50

В судьбе каждого человека есть странички-события, которые он помнит всю жизнь. Не столь важно, когда они случились – в раннем детстве или значительно позже – так или иначе «дела давно минувших дней» оставляют в судьбе каждого человека неизгладимый след…

Ребенок – что глина, а родители – скульпторы», – говорят психологи. С этим не поспоришь: взрослые своим примером, «внушением», манерой воспитания, да и просто общением с малышом «лепят» из него будущую личность. И очень важно, кто будет вести по жизни ребенка в самом начале пути, кто будет рядом с ним в нужный момент.
Для восьми ребятишек, находящихся сегодня в детском отделении Усинской центральной районной больницы, «скульпторов» в родной семье не нашлось. Не нашлось для них места и в заведении для детей-сирот, поэтому отказные дети и социальные сироты вынуждены жить в больнице, которая на недели, месяцы, а иногда даже годы становится их домом.

Ужасно то, что такие дети сиротами становятся, как правило, при живых родителях. Социальные сироты – это те, от кого мать и отец официально не отказывались, горе-родителей лишили или вот-вот лишат родительских прав. В первые полгода таких детей невозможно ни отдать на усыновление, ни определить в дом ребенка или детский дом, так как родители, пусть формально, но имеются. У «отказников» шансов на усыновление больше – от них матери отказались добровольно еще в роддоме, и статус сироты новорожденному дается уже в первые месяцы жизни.

Дети-сироты несчастны вдвойне. Мест в домах ребенка не хватает и своей очереди им приходится ждать порой по несколько месяцев, а иногда и лет. Причем ждать можно только здесь, в детском отделении больницы, потому что определить их больше некуда. Вот и приходится им жить в условиях, где зачастую нет возможности обеспечить малышей тем, что им так необходимо в первые годы жизни – полноценным питанием, средствами гигиены да и просто вниманием – нянечек в УЦРБ не хватает даже для «законных» пациентов, что уж говорить о воспитателях для ребятишек, занимающих койки не по медицинским показаниям.

Проблема и в том, что для этих детей не предполагается выделение отдельного персонала. Ухаживать за детьми-сиротами вообще не входит в служебные обязанности сотрудников больниц. Требовать, чтобы загруженные основной работой медработники находили время еще и на воспитание детей, невозможно. Медики успевают лишь кормить, лечить и присматривать за малышами, а на то, чтобы заниматься их воспитанием и умственным развитием, нет ни времени, ни возможностей.

Более того, в некоторых документах Минздрава прописано: ребенок (социальный сирота или отказник) после медицинского обследования должен быть незамедлительно переведен в соответствующее учреждение, если его не взяли в семью. Получается, что, оставаясь в больнице, малыш становится ничейным. У него нет документов, он не поставлен на дотацию, над ним сложно оформить опеку, а тем более усыновить…

Конечно, переезд в Дом ребенка, приют или отделение социальной реабилитации – тоже не лучший вариант, но, по крайней мере, маленький человечек будет получать самое элементарное – хорошее питание, ежедневные прогулки на свежем воздухе, одежду, но главное – будет чувствовать заботу и внимание.

Кто в Усинске отслеживает «отказников», кто определяет их в государственные учреждения для детей-сирот? Говорит заместитель главы администрации городского округа «Усинск» Тамара Николаева:

– Решение этих вопросов возложено на специалистов органов опеки и попечительства муниципального образования городского округа «Усинск». Они выявляют, ведут учет и устраивают сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для того, чтобы определить ребенка в специальные государственные учреждения, необходимо установить его статус. Этим занимаются судебные органы. Далее городская администрация совместно с отделом опеки и попечительства готовит заявку в Министерство образования и Министерство здравоохранения на устройство этого ребенка в учреждение для детей-сирот. Если нет потенциальных усыновителей, опекунов или приемных родителей, министерство выделяет путевку в Детский дом или Дом ребенка – все зависит от статуса сироты…

Это в идеале. В реальности же все происходит не так скоро и дети, дожидаясь решения своей участи, живут в больнице. Такова ситуация не только в Усинске, но и в целом по России. Причина? Дело в том, что в период, когда устанавливается статус ребенка, он должен быть помещен в Центр (отделение) социальной реабилитации для несовершеннолетних. Которых во многих городах просто нет. Поэтому «жилищем» для сирот становится больница, в которой они находятся месяц, два, три… – в зависимости от того, как быстро суд определит и установит их статус.

Вопрос об открытии в Усинске Центра или отделения социальной реабилитации для несовершеннолетних ранее всерьез не обсуждался. Есть ли подвижки в решении проблемы?

– Сегодня для того, чтобы хоть как-то облегчить участь брошенных детей, мы занимаемся решением вопроса об открытии отделения социальной реабилитации, – продолжила Тамара Николаевна. – Предположительно оно будет рассчитано на десять детей в возрасте 3-14 лет и расположится в здании детского дома.

Объединенными усилиями сотрудники социальных, медицинских, педагогических и психологических служб будут делать все, чтобы эти ребятишки не отставали в развитии от своих сверстников. А чтобы подготовить помещение соответственно всем санитарным требованиям и нормам, необходимо время, поэтому открытие отделения планируется не ранее 2008 года.

Подчеркну: главная наша цель – определить детей в семьи. Если есть ближайшие родственники, стараемся их найти, чтобы ребенка взяли под опеку – каким бы «теплым» ни был детский дом, какими бы чуткими ни были его сотрудники, семью детям не заменит никто. Если же у ребятишек нет близких или возникают проблемы с оформлением опеки, отдел опеки и попечительства направляет заявки в Министерство здравоохранения Республики Коми на выделение путевки в дом ребенка. Но получить ее удается не всегда – мест в учреждениях для детей-сирот недостаточно, поэтому создается очередь, которая двигается, к сожалению, очень медленно.

Всем известна прописная истина: дети – наше будущее. Будущее, о котором следует думать в настоящем. Именно поэтому так важно, чтобы они жили и воспитывались в нормальных условиях, были окружены родительской лаской и заботой. Тем не менее, количество детей, ставших сиротами при живых мамах и папах, не уменьшается.
Такие дети несправедливо наказаны своими биологическими родителями. И задача создать максимально приемлемые условия для жизни «без вины виноватых» малышей перекладывается на плечи государства, местных властей и просто небезразличных к детской беде людей.

В процессе подготовки материала выяснилось, что в больницу стал приходить воспитатель детского сада, который четыре раза в неделю занимается, играет и выводит детей на прогулку – по мере возможности делает все, чтобы «отказники» не отставали в психическом и умственном развитии от обычных детей.

Уже выделена одна путевка в дом ребенка для двухлетнего Романа, который находился в больнице с октября прошлого года, а пятилетний Толик в конце месяца отправится в санаторий за пределы Республики Коми.

Надеемся, что открытие отделения социальной реабилитации для несовершеннолетних – не пустые слова и обещания. Благодаря его работе у маленьких сирот появится шанс обрести новые семьи и близких людей, они больше не будут ничейными.

Анфиса ЧЕБОТАРЕВА

Отправить комментарий