«Енисей» страдает от мазута

27 июля 2015 - 14:33

В последние полгода нефтяники много говорят о налоговом маневре, и он уже принес свои первые печальные плоды. Больше всего страдает нефтепереработка — производители темных нефтепродуктов, к которым относится топливный мазут, оказались на самой низкой грани рентабельности.

Собственно, как утверждали в Минэнерго, это и было основной целью налоговой реформы, а именно — заставить производителей модернизировать производство, повысив глубину переработки. Однако, рост курса доллара и снижение цен на нефть приводит к тому, что некоторые небольшие предприятия оказались на грани банкротства, а те, кто покрупнее, вынуждены отказываться от привычной номенклатуры своих товаров.

Благие намерения

В июне 2015 года президент РФ Владимир Путин по просьбе главы «Роснефти» Игоря Сечина поручил Минэнерго решить, стоит ли отменять или корректировать налоговую реформу (тот самый налоговый маневр) в нефтяной отрасли. Суть реформы состоит в том, чтобы повысить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но снизить при этом экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты.

В Минэнерго, как писали «Ведомости», посчитали, что имеющаяся статистика за первый квартал 2015 года не дает предпосылок для корректировки реформы, поскольку почти все основные показатели и в добыче, и в переработке нефти продемонстрировали положительную динамику в годовом выражении.

Маневр существенно увеличивает нагрузку на нефтепереработку, а нагрузка на нефтедобычу, наоборот, должна снижаться. Однако нефтяники, от лица которых обратилась к Путину «Роснефть», считают, что маневр\ для них невыгоден. В первую очередь потому, что реформа планировалась в период высоких цен на нефть, а после падения цены сильно ударила по маржинальности производства.

Данные Минэнерго, приводимые «Ведомостям», показывают, что при цене в 57 долларов за баррель удельная налоговая нагрузка действительно увеличилась — на 2,9 доллара на одну тонну. Но выручка за вычетом налогов в рублях из-за девальвации повысилась: при цене сырой нефти в 100 долларов за баррель — 8413 рубля с одной тонны, в при стоимости в 57 долларов — 9104 рубля.

При этом в нефтепереработке маржа рухнула. Из-за падения цены на нефть прибыли переработчиков сократились с 56 до 10 долларов на тонну, а из-за налогового маневра — до двух долларов на тонну. В Минэнерго считают, что в случае применения старого принципа налоговых отчислений, предполагавшего повышение в 2015 году экспортных пошлин на мазут до 100 процентов его стоимости, маржа производителей темных нефтепродуктов вообще бы ушла в минус, а производство снизилось бы на 41 миллион тонн к плану.

В первом квартале 2015 года первичная переработка уменьшилась на один процент в годовом выражении, в основном из-за падения производства топливного мазута на 3,5 процента. В Минэнерго отмечают, что производство «светлых» нефтепродуктов, особенно бензина, выросло. «В свою очередь представители нефтяных компаний говорят, что хотя маржа от нефтепереработки остается положительной, она упала в восемь раз. Инвестиции в переработку теряют смысл. И если крупные вертикально-интегрированные компании (ВИНК) еще могут справиться со сложившейся ситуацией, то для небольших игроков текущие условия могут стать катастрофическими», — считает генеральный директор компании «Фаст Финанс Система» Дмитрий Коршунов.

Как сообщалось в июне, Минэнерго при полном согласии Минфина предлагает задуматься о корректировке налогового маневра в случае падения цены на нефть до 35 долларов за баррель. При таком ценовом уровне государственный бюджет будет терять больше, чем нефтяники.

Первые ласточки

Действительно, налоговый маневр, послуживший резкому повышению НДПИ и одновременному сокращению экспортной пошлины на нефть, в условиях девальвации вызвал рост цен на внутреннем рынке на сырье для нефтепереработки, что сильно ударило по марже профильных предприятий. Для некоторых небольших компаний ситуация просто критическая.

В частности, как стало известно «Ленте.ру» из источника близкого к компании «Совфрахт», специализирующейся на железнодорожных перевозках нефтеналивных грузов, 21 июля 2015 года предприятие подало иск к ООО «Енисей», владеющему Усинским НПЗ. Сумма иска превышает 200 миллионов рублей, что является максимальным требованием к ООО «Енисей» со стороны поставщиков и подрядчиков.

Сумма предыдущего иска компании к «Енисею», согласно информации опубликованной на сайте Арбитражного суда города Москвы, составляет 187,5 миллионов рублей. Слушание по данному делу назначено на 1 сентября 2015 года. По словам источника, общая сумма требований «Совфрахта» к «Енисею» может превысить 800 миллионов рублей, что, в случае принятия судом стороны истца, способно привести к банкротству «Енисея».

Усинский НПЗ, расположенный в 60 километрах от Усинска, представляет собой комплекс по подготовке и переработке нефти и газа. К 2015 году предприятие планировало построить вторую очередь, в том числе установку гидрокрегинга по производству водорода и гранулированной серы. По информации OilCapital.ru, из мазута предполагается производить 70 процентов дизельного топлива стандарта Евро-5 и 15-20 процентов прямогонного бензина. Стоимость строительства оценивалась примерно в 500 миллионов долларов. В «Енисее» рассчитывали привлечь кредит у западных банков под залог существующих заводских мощностей.

Проектная мощность первой очереди Усинского НПЗ — 1,3 миллиона тонн в год. Предполагалось, что комплекс будет ежегодно производить 197 тысяч тонн прямогонного бензина, 366 тысяч тонн дизельного топлива и 424 тысяч тонн мазута.

Само ООО «Енисей» было создано в конце 1999 года нефтетрейдером «Моснефть». Тогда же «Енисей» выиграл аукцион по разработке Западно-Сынатыского месторождения с извлекаемыми запасами более 9 миллионов тонн нефти. «Енисей» также озвучивал намерение по созданию собственной сети АЗС в Коми. Однако официального подтверждения того, что компания реализовала свои планы по строительству автозаправочной сети, а также второй очереди Усинского НПЗ до сих пор нет.

Отраслевые эксперты считают, что на планы компании мог повлиять налоговый маневр. «На протяжении нескольких лет, начиная с реформы под названием 60-66, по сути первой значимой инициативой государства призвать переработчиков модернизировать свои перерабатывающие мощности, переработчики получали явные сигналы о необходимости модернизации своих активов», — говорит член совета директоров компании «Стройинвесттопаз» Максим Раевский. «Именно в то время наблюдалось ускорение строительства новых НПЗ с прицелом на последующую модернизацию — увеличение индекса Нельсона. Однако существующие реалии — падение цен на нефть, снижение маржи НПЗ, особенно с высоким выходом темных нефтепродуктов — ведь рост экспортных пошлин на них по ходу налогового маневра оказывается наиболее значительным, вносит свои коррективы в жизнь нефтяников-переработчиков», — считает эксперт.

Судебные иски против «Енисея», связанные, как говорят источники, с нарушением оплаты поставок нефти не переработку, во многом обусловлены сложившейся ситуацией в налогообложении нефтяной отрасли. «Если крупные нефтяные компании, могут себе позволить отказаться от производства топливного мазута и переориентироваться на увеличение доли светлых нефтепродуктов, то небольшие отраслевые предприятия на это просто не способны», — полагает директор по инвестициям компании QB Finance Дмитрий Лепешкин. По его мнению, выходом для таких НПЗ — непрошедших необходимый должный уровень модернизации производства, является приостановка деятельности до лучших времен, когда цены на нефть вернутся хотя бы на уровень 80 процентов докризисного уровня. «Ведь налоговый маневр все еще продолжается, и, соответственно, давление на слабо модернизированные НПЗ будет нарастать», — говорит эксперт.

Богатые тоже плачут

Подтверждением тому, что налоговой режим оказался проблемным для всех участников отрасли, задействованным в производстве топливного мазута, служит то, что Нижегородский НПЗ, принадлежащий компании «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», в июне заявил о снижении в текущем году переработки нефти с 17 до 15 миллионов тонн. В дальнейшем, по словам генерального директора НПЗ Алексея Коваленко, не исключена оптимизация объемов до 13-14 миллионов тонн.

Сокращение объемов производства связано со снижением выработки мазута. Как сообщил СМИ Коваленко, перспективы регулирования объемов производства будет определять экономическая эффективность выработки «темных» нефтепродуктов. Среди основных предпосылок к снижению объемов выработки генеральный директор Нижегородского НПЗ назвал налоговый маневр в нефтяной отрасли, повышение НДПИ, а также повышение топливных акцизов. И это при том, что «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» — один из ведущих предприятий в России с мощностями по первичной переработке нефти до 17 миллионов тонн в год.

Таким образом, за проблемами «Енисея» могут последовать проблемы и других нефтеперерабатывающих предприятий России, ориентированных на выпуск топочного мазута. И в том не было бы большой беды, если бы мазут не был основным топливом для теплоэлектростанций, на которые приходится около 70 процентов всей электрогенерации в России. Около 60 процентов из них работает на мазуте.

0

Нефть дешевеет,а бензин по 3 раза за месяц дорожает))Это Россия детка.

0

За счет бензина и окупают нефть

Отправить комментарий