Вагит АЛЕКПЕРОВ: мы открываем новую страницу в нефтедобыче

12 июля 2007 - 13:31

Начало

«РГ»: – Вопрос о ваших партнерах имеет как минимум три стороны. С 2004 года развивается сотрудничество с ConocoPhillips. Недавно подписан меморандум о создании СП с «Газпромнефтью». И, кроме того, вы предложили создать консорциум по освоению ресурсов Восточной Сибири во главе с «Газпромом». В чем ключевой интерес «ЛУКОЙЛа»?

Алекперов: – ConocoPhillips является нашим акционером, владеет сегодня 20-процентным пакетом. Инвестиции американской компании в «ЛУКОЙЛ» оцениваются как лучшие за последнее десятилетие. У нас много партнеров, но стратегический партнер в нашем понимании – ConocoPhillips.
С «Газпромом» мы долго вели переговоры о создании совместного предприятия, поскольку обе наши компании ментально очень близки – ведь мы осваиваем российские месторождения. Мы уже партнеры по геологоразведке на Каспии, в сфере нефтехимии – с дочерним предприятием «Газпрома» компанией «СИБУР». Альянс с «Газпромнефтью», контрольным пакетом акций которой владеет государство, мы считаем для себя перспективным, в том числе и по доступу к уникальным месторождениям.

«РГ»: – Из всего комплекса проблем нашего ТЭКа президент России в Послании парламенту назвал две – недостаточно глубокую переработку нефти и сжигание попутного нефтяного газа. Ваше отношение ко второй из них?

Алекперов: – В нашей компании не существует проблем, связанных с сжиганием газа. Мы вкладываем огромные деньги для утилизации 88 процентов ПНГ, а через год достигнем максимально возможного показателя – 95 процентов. Но в целом по отрасли эта проблема существовала всегда. Есть небольшие и средние месторождения, где часть газа используется для собственных нужд, а остальное куда девать? Цена же на попутный газ сегодня составляет 400 рублей за тысячу кубометров. Разве можно за такие деньги построить хотя бы 50 километров газопровода и компрессорную станцию?
Если считать, что это проблема экологическая, то и подход к ней со стороны государства должен быть иной. Чтобы весь газ утилизировался, цена на него должна устанавливаться как на сырье. На недавнем совещании в Ханты-Мансийске глава МПР Юрий Трутнев также говорил о необходимости принятия дополнительных мер со стороны власти, а не только со стороны бизнеса. Компаниям нужно дать возможность выйти хотя бы на нулевую рентабельность при утилизации попутного газа.

«РГ»: – «ЛУКОЙЛ» очень активно работает в Восточной Европе: в Румынии, Болгарии, Венгрии, Сербии. Чуть меньше активности в Польше, но это связано с политическими вопросами. Как Вы оцениваете инвестиционный климат для российской компании в Европе?

Алекперов: – Одним из трех приоритетов в стратегии нашей компании на период до 2017 года помимо геологоразведки и добычи является инвестирование в сектор переработки и сбыта нефтепродуктов в различных странах мира. У нас сегодня около 2 тысяч заправочных станций в США, более полутора тысяч в России и почти столько же в Европе плюс более 500 в странах СНГ и Балтии.
Почему мы пошли в Восточную Европу? Не потому, что нас не пускают в Западную. Просто транспортные коммуникации, доставка нашего товара в Восточную Европу проще. Мы там смогли в свое время приобрести нефтеперерабатывающие заводы – в Румынии, Болгарии, на Украине. Роль логистики велика. Мы через Прибалтику отправляли нефтепродукты, поэтому закрепились на прибалтийском рынке. Сегодня в Финляндии у нас более 450 заправочных станций. Если взглянуть на карту, то «ЛУКОЙЛ» присутствует от Финляндии до Турции. Мы единственная компания, которая дает возможность нашим клиентам доехать от Западной Европы до Западной Сибири, не используя наличные деньги, заправляясь на наших АЗС с помощью кредитной карточки. Кстати, в Польше мы тоже активны. В этом году мы доведем количество наших АЗС в этой стране до 120.
Почему не расширяемся дальше? Мы уже выстроили технологическую цепочку. Но сложности с приобретением заводов не дают возможность развиваться дальше. Мы ведем переговоры со многими собственниками о покупке заводов в районе Роттердама, на Средиземном море. Однако пока наши усилия тщетны. К сожалению, из-за исторически сложившихся стереотипов в Европе к российским компаниям, да и к России в целом, относятся к нам по-прежнему достаточно настороженно. Но есть и чисто экономические причины. Сегодня нефтепереработка дает прекрасную прибыль, и продавать заводы собственники не хотят либо запрашивают за них слишком высокую цену.

«РГ»: – А построить свой завод в Европе?

Алекперов: – Это практически невозможно. На это есть экологические причины. Вы бы хотели, чтобы перед окном вашего дома появился завод? В Европе нет свободного места. Поэтому построить там еще один НПЗ нереально.

«РГ»: – Мы сейчас наблюдаем бум строительства новых логистических цепочек по транспортировке. Не планирует ли «ЛУКОЙЛ» войти в эти проекты, в том числе в трансбалканский?

Алекперов: – Мы считаем, что наша компания может быть пользователем этих систем. Чем больше направлений, тем лучше. Есть выбор. И для нашей страны очень важно, чтобы этих направлений было как можно больше, чтобы мы не были связаны с каким-то конкретным рынком.
Сегодня, к сожалению, в Европе мы работаем на рынке покупателя, а не продавца: все наши порты, и Черное море, и Балтика, и наши нефтепроводы связаны с европейским рынком. Поэтому проекты таких маршрутов, как Бургас – Александруполис, дают возможность не только России, но и Казахстану выйти на глобальный рынок. Александруполис позволит нам принимать супертанкеры и с их помощью выйти за пределы Европы. Это даст стратегическую возможность стабилизировать европейский рынок и выйти на рынки Соединенных Штатов, другие емкие и эффективные рынки.

«РГ»: – Какими Вы видите перспективы сотрудничества с Китаем?

Алекперов: – Китай – это уникальный рынок. Но мы не должны повторить ошибку, которую в свое время совершили с Европой: замкнулись на рынке покупателя. Мы же хотим работать на рынке продавца. То есть наравне с «трубой» на Китай должна быть точно такая же «труба» и на Находку. Если один покупатель не согласен с нашей ценой, то у нас будет возможность предложить товар другому. Поэтому ни в коем случае нельзя повторять ошибки Советского Союза, который был замкнут на страны Восточной Европы. Нужно обеспечить присутствие России на глобальном рынке.

«РГ»: – В свое время в Ираке у «ЛУКОЙЛа» были очень серьезная база и очень серьезные проекты. Дело даже шло к заключению концессионного соглашения.

Алекперов: – У «ЛУКОЙЛа» есть контракт в Ираке по освоению месторождения «Западная Курна-2». Это одно из уникальных месторождений не только в Ираке, но и в мире. Мы считаем, что контракт действует: у нас есть соглашение с Министерством нефти Ирака на оказание гуманитарной и технической помощи. Мы обучаем иракских студентов в российских нефтяных вузах, проводим переподготовку почти двух тысяч иракских нефтяников на предприятиях «ЛУКОЙЛа».
Сейчас есть одна сложность: в этой стране нет закона о нефти, что не дает возможность правительству принимать соответствующие решения. Мы надеемся, после того как парламент Ирака утвердит этот закон, мы сядем за стол переговоров с правительством страны и придем к общему пониманию об условиях реализации этого проекта. Он может быть запущен в кратчайшие сроки, что будет способствовать росту благосостояния иракского населения в этот сложный период его истории. Проект позволит создать две тысячи новых рабочих мест и обеспечить людей достойной заработной платой.

«РГ»: – А сколько вы платите своим работникам? В Компании «белая» или «серая» зарплата?

Алекперов: – У нас нет «серой» зарплаты. Зарплата перечисляется на банковские карточки. Говоря об уровне заработков, надо учитывать, что 70 процентов наших работников трудятся на территории Крайнего Севера, где применяется повышенный коэффициент. Сегодня зарплата на Севере у нас порядка 50 тысяч рублей и выше. В среднем – 30-35 тысяч рублей по Компании. В центральном аппарате разница в зарплатах у высшего руководства и рядовых специалистов находится в соотношении около 7:1.

«РГ»: – Через весь наш разговор проходит тема экологии, с которой нефтянка накрепко связана. Недавно «ЛУКОЙЛ» получил кредит ЕБРР в размере 300 миллионов долларов на экологические цели. Зачем брать кредит при столь значительных собственных средствах? Как именно Компания намерена использовать эти деньги?

Алекперов: – Европейский банк реконструкции и развития – ключевой международный финансовый центр. Он реализует проект, который предусматривает предоставление кредитов на экологические программы на весьма льготных условиях и на длительный период. Этот кредит не отягощает баланс Компании. Но самое главное – внутреннее понимание нашей ответственности за сохранение благоприятной окружающей среды. Экология – это в том числе и утилизация попутного газа, и строительство новых суперсовременных очистных сооружений на нефтеперерабатывающих заводах. То есть эти проекты по сути своей одновременно экологические и экономически выгодные. Отмечу, что эксперты ЕБРР были достаточно придирчивы и из огромной массы заявок на кредитование, которые пришли из России, выбрали проекты именно «ЛУКОЙЛа».

«РГ»: – Как складываются отношения Компании с регионами России? На какие проекты вы делаете ставку?
Алекперов: – В прошлом году наша инвестиционная программа составляла 8,6 миллиарда долларов. Это крупнейшая после «Газпрома» инвестиционная программа в стране. Из этих средств 94 процента идет на инвестиции внутри России. В числе наших проектов – реконструкция НПЗ в Волгограде, Перми и Нижегородской области. Что касается геологоразведки, то мы сегодня ее активно ведем на севере Тюменской области, в Республике Коми, Ненецком автономном округе, Астраханской области. Кроме того, Компания продолжает инвестиции в модернизацию НПЗ и развитие сети АЗС.
Хочу также заметить, что в прошлом году при инвестициях в 8,6 миллиарда долларов Компания заплатила в бюджет России налогов на сумму, превышающую 21 миллиард долларов, и выплатит акционерам в виде дивидендов 1,2 миллиарда долларов по результатам работы в 2006 году. При этом акционеры, в том числе и я, понимают, что будущие дивиденды напрямую зависят от сегодняшних инвестиций.
«ЛУКОЙЛ» активно развивается, у нас много проектов, в то время как многие наши коллеги за рубежом, обладая огромными финансовыми средствами, не всегда находят объекты для выгодных инвестиций. У нас же такие возможности есть, и мы приложим все усилия, чтобы достойно их реализовать с выгодой для нашей страны, работников и акционеров Компании.

Отправить комментарий