Налоговый прессинг и административные барьеры по-прежнему мешают развиваться бизнесу

2 марта 2011 - 19:58

Проблемы малого и среднего бизнеса обсудили участники круглого стола, организованного Общественной палатой РК и Центром социальных инициатив из Москвы в рамках форума «Стратегия-2020 – региональный компонент».

Предпринимательница из Сыктывкара Надежда Белых после выхода в январе этого года закона об увеличении объема отчислений во внебюджетные фонды встала перед дилеммой – платить за учебу детей или рассчитаться за аренду торговых помещений. По ее словам, раньше хватало денег, чтобы заплатить за аренду разом за два квартала. Сегодня полученных доходов от бизнеса недостаточно, приходится обращаться в банки за кредитами на погашение обязательных отчислений. Ее коллега член Общественной палаты РК, президент Торговой ассоциации республики Галина Лапшина уверена, что рост налоговой нагрузки на бизнес вынудит многих предпринимателей уйти в тень, уволить часть сотрудников, а то и закрыть свое дело.

В защиту бизнес-сообщества, поставленного федеральным центром в условия выживания, выступил юрист КРОО «ОПОРА России» Сергей Изъюров. Он заявил, что ни о каком развитии малого и среднего предпринимательства в принципе не может идти речи. Причины столь незавидного положения кроются в сфере нормативно-правового регулирования. В частности, за последнее время на федеральном уровне появилось немало правовых актов, которые усилили прессинг на бизнес-сообщество, вследствие чего ухудшилось его финансовое положение и увеличились административные барьеры.

– Среди камней преткновения Налоговый кодекс и все, что связано с особыми режимами налогообложения. А благодаря КоАП у сотрудников МЧС появилась возможность закрывать предприятия в особом административном порядке без судебных решений. Нельзя не вспомнить о внесенных изменениях в Лесной кодекс, в результате которых жители нашей республики не имеют доступа к лесным ресурсам. Сбил с ног и поставил малый бизнес на колени принятый закон об увеличении объемов отчислений во внебюджетные фонды, – продолжил перечислять свалившиеся на предпринимателей беды С.Изъюров. – К примеру, рентабельность аптечных сетей под бременем затрат, связанных с увеличением стоимости услуг естественных монополий и выросших налогов, упала до уровня 1-2 процентов. Это не уровень развития, а, скорее, показатель статистической погрешности...

По мнению С.Изъюрова, чтобы не допустить массового банкротства в малом бизнесе, необходимо иметь внятную политику федерального центра, основанную на жизнеспособных программах поддержки малого предпринимательства, подкрепленных реальными нормативными изменениями в законодательстве, которые должны в обязательном порядке обсуждаться предпринимательским сообществом.

РАЗГОВОР о совершенствовании правовой базы продолжил менеджер департамента нормативного регулирования «БАТ Россия» Андрей Королев. По его словам, предлагаемый законопроектом «Об ограничении потребления табака» запрет на продажу сигарет в ларьках сможет решить проблему подросткового курения в стране, но совершенно точно обернется тяжелыми экономическими последствиями для предприятий мелкой розничной торговли. Необходимо учитывать не только тот факт, что через такие торговые точки сейчас проходит весьма значительная часть продаж сигарет в России, но и то, что существенная часть оборота этих торговых предприятий – до 40% – приходится именно на табачные изделия. Очевидно, что, лишившись такой серьезной доли продаж и как следствие – прибыли, не каждое предприятие мелкой розничной торговли сможет продолжить свою работу. Более того, даже выдержав запрет, оно не сможет платить в прежних объемах налоги и зарплаты. По оценкам «БАТ Россия», только в сфере нестационарной розничной торговли табачными изделиями в стране работают порядка 150-200 тыс. человек.

При принятии подобного рода решений следует также учитывать и тот факт, что существенные объемы продаж табачной продукции могут вновь перейти в сферу неконтролируемой уличной торговли с рук или лотков.

По словам Андрея Королева, более эффективным способом решения проблемы продажи сигарет несовершеннолетним могло бы стать увеличение штрафов за нарушение правил продаж, а также в качестве исключительной меры административное приостановление торговой деятельности на определенный срок, что потребует внесения соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях.

Также в качестве действенной меры А.Королев предложил ввести систему идентификационных карт, подтверждающих совершеннолетие их владельцев, по которым они смогут приобретать табачную и алкогольную продукцию. Такие карты уже используются в Германии и Австрии.

Гостья из Москвы, вицепрезидент коллегии аналитиков Надежда Куликова рассказала об идее реализации на территории республики пилотного проекта по созданию особых экономических зон предпринимательства – «креаполисов», а также о реализации проекта бизнес-ангелов, поддержки молодых бизнесменов на старте и их патронаже по мере развития бизнеса. Это актуальные задачи, так как сегодня, несмотря на существенную господдержку из регионального и федерального бюджетов, молодежь не стремится открывать собственное дело, предпочитая стезю госслужащих. Оно и понятно, ведь вхождение в бизнес становится все более затратным. Да и уровень информированности молодежи о мерах господдержки остается на позорно низком уровне.

Завершение разговора оказалось не менее пессимистичным, нежели его начало. Большая часть выступавших сошлась во мнении, что обсуждаемые вопросы поднимались неоднократно на разных площадках и полгода, и пять лет назад. Информация доносилась до членов Комитета по экономической политике Госдумы РФ. Но для принятия решений, которые могли бы облегчить участь малого бизнеса, не хватало всего ничего – политической воли. По мнению участников совещания, скорее всего, и этот круглый стол может оказаться говорильней.

С такой постановкой вопроса не согласился руководитель Центра социальных инициатив Владимир Филиппов. Он пояснил, что одной из задач его организации является поддержка малого предпринимательства, которое дает 21% ВВП. Для этого в различных уголках страны проводятся встречи с заинтересованными сторонами, на которых не просто «выпускается пар», а поднимаются реальные проблемы, например, налогообложения, энергоснабжения, а также земельные вопросы, требующие решения на федеральном уровне. Все озвученные предложения будут оформлены в виде аналитического доклада и вынесены на рассмотрение в профильные комитеты Госдумы РФ, а также на предстоящие экономические форумы в Иркутске и Сочи.

Система Orphus