Ученики 9 «А» профильного физико-математического класса СОШ № 3 в минувшую субботу отправились в экотур по маршруту, организованному сотрудниками отдела охраны окружающей среды управления ПБ, ОТ и ОС «РН – Северная нефть».
Большинство ребят этого класса на следующий год решили поступать в «Роснефть-класс» и эта встреча стала для них хорошей возможностью не только больше узнать о природе родного края, но и познакомиться с работой экологов предприятия.
Маршрут пролегал через городскую лыжную трассу до железнодорожного моста в районе Чёрной речки.
Ведущий инженер отдела охраны окружающей среды управления ПБ, ОТ и ОС ООО «РН – Северная нефть» Олег Бурьян познакомил школьников с правилами безопасности, рассказал, что необходимо при себе иметь, отправляясь в лес, показал, как можно при помощи часов с циферблатом ориентироваться на местности.
– Усинск относится к зоне крайней северной тайги, – отметил инженер отдела охраны окружающей среды Ярослав Завьялов. – Наши леса – это граница, за которой начинается лесотундра. Есть несколько факторов, ограничивающих рост деревьев, в первую очередь, это температура и почва. По ходу движения по экотропе вы узнаете и увидите, как она отличается в песчаном карьере, в лесу и возле речки.
Ребятам было интересно узнать, что усинский ландшафт образовался под влиянием ледника, который шёл со стороны Урала, и по мере его продвижения формировалась холмистая моренно-ледниковая равнина с преобладанием болот и еловых лесов.
– Для лесной зоны, в частности, для бора, характерны какие почвы? – поинтересовался у девятиклассников Олег Бурьян.
Ребята ответить на вопрос затруднились, зато благодаря подсказке специалиста теперь знают, что в этих местах преобладает подзолистая почва.
– Для нашего региона свойственна избыточная увлажнённость, – пояснил Ярослав Завьялов, – осадков выпадает больше, чем испаряется. И мы видим насыщенный органическими веществами слой, он тёмный. Вслед за ним идёт подзолистый светлый. Почему они так отличаются? Вода проходит глубоко и вымывает все питательные вещества из верхнего слоя в нижний. Поэтому у нас довольно бедная органика, и это ограничивает рост деревьев.
«Что будет, если копать глубже?» – заинтересовались ребята.
«А дальше, возможно, будет глина», – ответил эколог.
«А почему в некоторых местах в песке заметны рыжие полосы?» – продолжили расспрашивать школьники.
«Это железистые новообразования, – последовал ответ, – вода на Севере очень насыщена железом, а такие полосы в составе обусловлены сильным увлажнением местности или говорят о наличии поблизости воды».
На следующей остановке экологи обратили внимание старшеклассников на изменение ландшафта и леса. На вопрос, почему так произошло, ребята выдвигали разные гипотезы.
– По рельефу видно, что здесь было искусственное изменение ландшафта, пояснил Я. Завьялов. – Видите эти сосенки? Им всего лет 25-30 и это – вторичный лес, растущий на месте карьера.
– В первозданное состояние эта местность придёт ещё не скоро, – добавила учитель географии СОШ № 3 Альфира Юсупова, – для восстановления понадобится как минимум восемьдесят лет!
– И именно поэтому в наших краях рубка деревьев запрещена, – дополнили экологи, – но что ещё важнее – ели, сосны, берёзы и другая растительность является природным барьером, препятствующим дальнейшему заболачиванию земель.
Возле Чёрной речки старшеклассников озадачили вопросом: «Как с помощью подручных средств измерить скорость течения?». Закинув пару шишек в реку и вооружившись секундомерами, вычислили, с какой скоростью несёт свои воды Седью. Оказалось – 8,6 км/ч. «Очень быстрая речка» – сделали вывод ребята.
– Экотур понравился, – говорит Тимур Галиуллов, – было очень интересно узнать новое о природе Севера. – Мы выяснили, насколько наша экосистема хрупкая, как долго восстанавливается и нуждается в бережном отношении. Хотелось бы почаще участвовать в таких познавательных экскурсиях.
– Урок экологии на свежем воздухе – отличный способ по-новому взглянуть на природу нашего края, увидеть, как на неё влияет человек, – считает Надежда Бондарева. – Спасибо сотрудникам «РН – Северная нефть» за предоставленную возможность и очень познавательную экскурсию.
Отправить комментарий