В ноябрьском бланке расчётов платы за жилищные и коммунальные услуги, оказанные в сентябре, к сумме появившейся задолженности за предыдущие месяцы начисляется пеня из расчёта 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый просроченный день. Сделано это согласно федеральному законодательству.
На первый взгляд, сумма невелика, но чем дольше не выплачивается задолженность, тем больше итоговая сумма пени, которая за год может достигнуть 11 процентов от объёма задолженности.
По данным Усинского городского информационного центра (бывшего Центра жилищных расчётов и субсидий), на сегодняшний день задолженность населения по жилищно-коммунальным услугам достигла если не критический точки, то близкой к ней – 135 миллионов рублей. Только «Бизнесэнерготрейду» за тепло и горячую воду население не выплатило 51 миллион рублей, «Водоканал-Сервису» – 12,5 миллиона рублей. Задолженность населения по оплате электроэнергии составляет 10,5 миллиона рублей. Ещё 30,5 миллиона рублей усинцы должны компаниям, которые обанкротились и, вероятнее всего, не без помощи населения и уже не предоставляют коммунальные услуги на рынке ЖКХ. Это «Жилкомхоз», «Служба заказчика», «ЖРЭП», «Водоканал».
Выходит, управляющие компании и коммунальные предприятия работают в долг. Не выполнять своих обязательств по обслуживанию жилого фонда они не имеют права, поэтому им приходится изыскивать средства из других источников, нередко прибегать к банковским кредитам. Но ведь по кредитным обязательствам тоже нужно платить, да и задерживать выплаты заработной платы работникам не имеют права – это административное преступление.
– Пеня как мера наказания за просрочку платежей и возможность компенсировать расходы коммунальщиков предъявлялась всегда, – говорит директор ООО «Усинский городской информационный центр» Виктор Прохоров. – Но поставщики услуг договорились провести благотворительную акцию – аннулировать задолженность населения по пене и не взимать её какое-то время в обмен на погашение задолженности по ЖКУ гражданами-должниками. На первую подобную акцию откликнулись 150 семей, которые вернули долг в размере четырёх миллионов рублей.
Затем снова решили провести подобную акцию, которая продолжалась с лета 2006 года до сентября 2008 года. Но за этот период желание избавиться от долгов изъявили лишь около восьмидесяти семей, которые заплатили всего два миллиона рублей. Сейчас население вновь накапливает долги, вероятно, снова ожидая от нас аналогичных действий. Но, увы, впредь если и будем проводить подобные акции, то не чаще, чем раз в пять лет.
Политика «пряника», которую коммунальщики попытались использовать, не дала ощутимого результата. Вряд ли найдётся человек, который не хотел бы видеть свой подъезд и двор чистыми и освещёнными, а лифты, двери и домофоны исправными. Но финансовая «диета», на которой держат собственники жилья свои управляющие компании, прямо сказывается на качестве работы последних и не позволяет им развиваться, а, следовательно, улучшать условия проживания самих жителей.
Виктор Прохоров привёл интересный факт. Первый микрорайон, расположенный между улицами Парковая и Комсомольская, в нашем городе считается престижным. Там находятся так называемые элитные дома с квартирами 112 серии, которые считаются самыми лучшими в Усинске. Вроде бы и люди в них живут с достатком, и платить должны исправно. Но нет, как раз там один из самых низких показателей сбора за жилищные услуги. Зато в соседнем старом фонде (между Парковой и Строителей) – наоборот, люди стараются не иметь долгов. А в районе молодёжного жилищного комплекса сбор составляет 85 процентов.
– Всё зависит от людей. Мы все 20-30 лет тому назад приехали сюда на два-три года. Но многие усинцы по-прежнему живут словно «временщики». И детей своих к этому приучают, – сетует Виктор Иванович. – Как раз с такими и приходится судиться. Более восьмисот исков о взыскании задолженности ежегодно находятся на рассмотрении в суде. В итоге 20-25 процентов задолженности мы возвращаем. Но это ведь не дело, если граждане выплачивают долги только на основании судебных решений!
А к некоторым приходится применять ещё один разрешённый законом способ взыскания долгов – выселение. В 2006 году за долги переселили в квартиры меньшей площади три семьи. В этом году составили уже шесть подобных исков. Так вот, две семьи сразу же нашли деньги, а это порядка 220 тысяч рублей. Жильцов можно выселять, если они просрочили оплату по ЖКУ за шесть месяцев независимо от размера долга. Но мы крайне неохотно идём на такие меры, сначала стараемся договориться. Но не все люди понимают это. Думаю, не за горами то время, когда и в Усинске будут обращаться за помощью к коллекторским фирмам, услугами которых уже давно пользуются банки, чтобы законными методами «выбить» деньги из злостных неплательщиков.
По сути же ситуация по взысканию долгов в рыночное время абсурдна. Ведь никому в магазине не дадут товар бесплатно. Почему же управляющие компании и коммунальные предприятия должны заниматься благотворительностью? Уверен, что никто из жителей, исправно оплачивающих коммунальные услуги, не станет систематически безвозмездно оплачивать покупки своих соседей. Здесь же, когда дело касается тепла, света и воды в их подъездах и домах, получается, что платят.
– Три года назад, введя Жилищный кодекс, государство поставило задачу передать функции управления жилым фондом населению – собственникам жилых помещений, – продолжает директор «УГИЦ». – По последним данным их число в среднем по России составляет 70 процентов, а в Усинске – 85-90 процентов, по отдельным домам – почти 100 процентов. То есть муниципальной собственности в отдельных домах – одна-две квартиры, и только за них муниципалитет несёт ответственность. Система реформирования ЖКХ требует, чтобы собственники быстрее становились хозяевами. Но, к сожалению, часть населения по-прежнему живёт, словно нахлебники. Они не хотят ничего делать: ни участвовать в жизни и благоустройстве своего дома, ни оплачивать услуги тех, кто делает это за них. Поэтому сегодня наша главная задача – изменить психологию людей. Кое-что в этом плане уже получается. И это радует.
Агния КАРАВАЕВА
Отправить комментарий