В этом году вступили в силу новые правила перевозки пассажиров автобусами, троллейбусами и трамваями, а также службой такси. Регламент распространяется на всех юридических и физических лиц, осуществляющих пассажирские перевозки.
Документ предоставляет пассажирам дополнительные права, но одновременно с этим существенно ужесточает требования к перевозчикам. До сих пор отношения пассажиров и перевозчиков регулировались только уставом автомобильного транспорта. Но для того чтобы он начал действовать, необходимо было принятие подзаконных актов. В первую очередь, конечно, новые правила касаются взаимоотношений пассажиров и владельцев такси. До последнего времени каких-либо особых регламентирующих их деятельность нормативных актов в этой сфере не существовало. Зачастую правила игры устанавливали сами перевозчики – таксисты, которые, например, требовали от клиента не курить в машине или отказывались везти нетрезвого гражданина.
Правилами устанавливается вполне определенный порядок приема и оформления заказа такси. Сам по себе вызов уже приравнивается к заключению публичного договора непосредственно с водителем легкового такси или с диспетчером службы. Заказать такси можно по любому каналу связи, а также непосредственно на месте нахождения автомобиля. Заказ, принятый к исполнению, должен быть зарегистрирован в специальном журнале с занесением в него номера и даты приема заказа, места, куда должно подъехать такси, и запланированного времени прибытия машины. Причем номер принятого к исполнению заказа диспетчер должен сообщить пассажиру.
По прибытии легкового такси к месту назначения потребителю должны сообщить его местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи машины. Маршрут перевозки пассажиров и багажа определяется самим потребителем. Если указанный маршрут им не определен, то перевозка осуществляется по кратчайшему пути. Легковые таксомоторы теперь должны соответствовать жестким критериям оформления: «шашечки» на борту, оранжевый фонарь на крыше, который включается при готовности к перевозке пассажира.
На передней панели (перед пассажирским сиденьем) должна быть размещена подробная информация: наименование перевозчика, визитная карточка водителя с фотографией, адреса и телефоны надзорных органов, и самое главное – условия оплаты за пользование услугой. Порядок оплаты устанавливается владельцем такси. Причем правила допускают два варианта оплаты: по километражу или времени либо фиксированный сбор, установленный независимо от фактического пробега и времени пользования автомобилем. Правилами также определено указание обязательных реквизитов в чеке или квитанции, которую водитель, кстати, обязан выдавать каждому пассажиру.
Правилами установлены требования как к оборудованию остановок общественного транспорта, так и самих транспортных средств. На остановках в обязательном порядке должно размещаться расписание. Оно может быть установлено отдельно на летний или осенне-зимний периоды, причем с выделением рабочих, выходных и праздничных дней. Изменения, внесенные в расписание, доводятся до сведения пассажиров не позднее чем за 10 дней до начала осуществления регулярных перевозок согласно измененному расписанию.
На указателях, определяющих место остановки, размещается информация о названии остановки, номерах маршрутов с расписанием для каждого из них, названиях конечных остановок всех маршрутов. Там же должны быть указаны название, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за пассажирскими перевозками. Остановочные пункты с оборотом более 100 пассажиров в сутки должны защищать людей от дождя, снега и ветра, если отведенная под них площадь позволяет сооружать соответствующие укрытия. Транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров, оборудуются указателями регулярного маршрута, которые размещаются над лобовым стеклом или в его верхней части, а также на правой стороне заднего окна машины. На указателе маршрута должны быть отмечены названия начальной и конечной остановки и, конечно, номер маршрута.
В новых правилах перевозки пассажиров появились некоторые дополнения. Так, над лобовым стеклом или на правой стороне кузова по ходу транспортного средства должны указываться полное или краткое название предприятия или данные индивидуального предпринимателя, осуществляющего перевозки. Внутри салона также размещается информация с указанием названия, адреса и номера телефона перевозчика, фамилии водителя, а если есть кондуктор, то также и фамилии кондуктора. Пассажир должен иметь возможность при желании ознакомиться с правилами пользования транспортным средством или выпиской из таких правил.
В документе появился новый раздел, касающийся розыска забытых и найденных вещей. Пассажир междугородного автобуса может заявить о забытых вещах дежурному любого автовокзала, в котором будет остановка. Дежурный обязан немедленно отправить телеграмму, факс, электронное сообщение или телефонограмму в адрес ближайшего автовокзала на пути следования автобуса, дабы забытые вещи переслали к месту нахождения пассажира. За такой сервис, конечно, придется заплатить дополнительно – забывчивый владелец обязан будет возместить все расходы, связанные с возвратом вещей (за отправку телеграммы, факса или телефонограммы, упаковку, перевозку и прочее). Обнаруженные и невостребованные вещи, а также багаж, который не забрал владелец, через месяц переходят в собственность перевозчика и могут быть им проданы на вполне законных основаниях.
Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров и багажа или предоставлением транспортных средств, предъявляют перевозчикам по месту их нахождения. Если права потребителей по предоставлению необходимой и достоверной информации при перевозках нарушаются, Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрены штрафы в размере от 500 до 10 000 рублей. Несоблюдение перевозчиками установленных требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров является нарушением лицензионных требований. В этом случае перевозчикам грозят административные взыскания на сумму от 3000 до 40000 рублей. Об этом сообщают в лицензирующий орган, а именно в республиканское управление автодорожного надзора, осуществляющее контроль за соблюдением лицензионных требований.
Ольга АКУЛОВА,
руководитель отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по РК.
Газета "Республика"
Отправить комментарий