Согласно официальным данным из полутора миллионов специалистов, выпускаемых ежегодно высшими учебными заведениями, только треть находит вакантное место по своему профилю. Те же, кто не намерен даже на первое время трудоустраиваться не по специальности, пополняют армию безработных.
И таковых среди выпускников университетов и институтов этого года 25 тысяч. По мнению исследователей отечественного рынка труда, безработица среди молодёжи будет с годами только расти. Если, конечно, старшеклассники не научатся реально оценивать потребности и специфику территориального рынка труда того региона, где в дальнейшем намерены жить и работать.
Ещё двадцать лет назад выпускникам вузов жить было проще. Действовала система целевых направлений и распределений, молодых специалистов направляли на работу, выполняя госзаказ и отвечая на заявки работодателей, после трудоустройства выпускник вуза должен был отработать минимум три года, а уж потом решать – оставаться на этом же месте или искать «лучшей доли».
После того, как такую систему признали неэффективной, а выпускникам предложили устраиваться «куда хочешь», многие молодые специалисты остались не у дел. Больше повезло тем, кто сам или с помощью родителей позаботился о будущем. Современные же реалии таковы, что при переизбытке «белых воротничков» наблюдается острый дефицит в специалистах рабочих профессий.
По данным усинского Центра занятости населения на нашем рынке труда наиболее востребованными являются профессии бурильщика, водителя, воспитателя, официанта, плотника, повара, кондитера, продавца, учителя, инженера производственно-технического отдела, операторов котельной и технологических установок, слесаря по ремонту автомобилей, стропальщика, электромонтёра по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Остро ощущается дефицит и медицинских работников всех уровней – от младшего и среднего медперсонала до врачей узкой специализации. И ситуация эта характерна для всей отечественной медицины: по приблизительным оценкам, российскому здравоохранению не достаёт минимум 200 тысяч специалистов, по мере старения кадров нехватка будет ощущаться ещё острее, так как молодёжь в медучилища и мединституты идёт неохотно. И в основном – из-за низкой заработной платы.
К сожалению, в последние годы престиж рабочих специальностей благодаря образовательным реформам не вырос. Что бы ни предпринималось на государственном уровне, статус рабочего остаётся прежним, в том числе и в цене. А ведь денежный эквивалент как раз и мог бы стать тем стимулом, который бы сделал работу сварщика, слесаря, монтажника, токаря и других представителей рабочих профессий более привлекательной для молодых людей, думающих в первую очередь о том, как обеспечить семью. Да, имея высокий квалификационный разряд, некоторые категории рабочих получают порой больше инженера. Но высокий разряд – это большой опыт, а его у молодых специалистов пока нет.
Ещё одной причиной того, почему выпускнику вуза очень непросто трудоустроиться, работодатели называют уровень знаний и навыков, не отвечающих производственным потребностям: количество выпущенных из стен институтов экономистов-юристов-менеджеров растёт, а вот качество их подготовки – нет. И особенно это актуально, когда речь заходит о коммерческих образовательных заведениях и хозрасчётных отделениях государственных вузов: здесь всё упирается в сумму, которую готовы выложить родители, дабы протолкнуть своё чадо в престижный университет, а потом спонсировать обучение, покупая контрольные, рефераты, курсовые, дипломные проекты… Платишь деньги – учишься, ну, а на нет, как говорится, и суда нет.
На уровне государства постоянно обсуждаются и предпринимаются меры, призванные усилить контроль над проведением ЕГЭ, приёмной кампанией и качеством образования в вузах. Цель здесь двояка – минимизировать коррупционную составляющую в системе образования и повысить уровень подготовки студентов. Однако, как известно из законов физики, сила действия равна силе противодействия.
Но вот ведь в чём проблема: количество вложенных в образование денег никак не свидетельствует о качестве оного. А потому в последние годы работодатели очень пристально изучают «портфолио» новоиспечённого молодого специалиста. Есть у них и свой, неофициальный, но проверенный временем и опытом, рейтинг вузов, выпускников которых на производство примут с распростёртыми объятиями, или, наоборот, постараются отказать даже при наличии вакансий.
Опытные сотрудники предприятий и работники кадровых служб советуют студентам, планирующим попасть на производство прямо с порога Alma mater, начинать готовить почву для своего трудоустройства с 3-4 курсов. Никогда не оставаться в тени, работать в студсовете, помимо учебной, заниматься общественной и научной работой – это работодателями очень ценится. Желательно в течение всего курса обучения проходить практику – учебную, производственную, преддипломную – на том предприятии, где хотелось бы работать. При этом нужно стараться проявить себя с наилучшей стороны – это будет хорошим аргументом в вашу пользу, когда придёте на собеседование, вооружённый не только дипломом вуза, но и некоторыми навыками и знаниями о специфике работы непосредственно на данном предприятии. Не забудьте в резюме указать наличие опыта. Пусть это будет ещё и не профессиональная деятельность, а пока только практика или стажировка в какой-либо компании, но это даст понять, что, если вас и придётся чему-то учить, то уже не с нуля.
Отправить комментарий