Это эксклюзивное интервью для «СВ» члена Общественной палаты Российской Федерации, президента Союза городов Заполярья и Крайнего Севера России Игоря Шпектора стало продолжением комментариев Игоря Леонидовича по поводу проблем северных территорий.
САМЫЙ ВАЖНЫЙ ЗАКОН
– Игорь Леонидович, Вы возглавляете Союз городов Заполярья и Крайнего Севера – организацию, решающую в интересах жителей наших широт жизненно важные вопросы. Расскажите об истории этого объединения.
– Союз мы создавали в начале 90-х, в очень трудное время. Северяне тогда не были защищены государством. Поэтому первым нашим серьезным шагом стало создание федерального закона «О социальных гарантиях и компенсациях для жителей Крайнего Севера». Разработка, согласование в правительственных кабинетах, утверждение в Верховном Совете Российской Федерации, у президента Ельцина – на все это ушло много сил. Но мы справились, и благодаря новому закону удалось решить много самых важных для северян вопросов: переселение, молодежная политика, формирование трудового стажа, пенсионное обеспечение и др.
Затем мы постоянно работали над развитием этого проекта. Например, нам удалось убедить Бориса Ельцина в том, что обеспечивать людей жильем нужно исходя не из принятых на тот момент 18 квадратных метров на человека, а из более высоких стандартов. Решали глобальные вопросы, такие как переселение северян из ликвидируемых депрессивных поселков, и множество частных: в каком-то городе нужно было лоббировать строительство моста или дороги, где-то построить больницу и т.п.
– А кто поднял такой важнейший вопрос, как сохранение «северных» пенсий для людей независимо от места их проживания?
– Это тоже наша инициатива. А еще раньше, в середине 90-х, мы приняли самое активное участие в создании и внедрении на местах федеральной программы «Дети Севера» – проекта, нацеленного на будущее. Действовавший при союзе координационный медицинский совет под председательством президента РАМН Валентина Покровского занимался проблемами здравоохранения и демографии в связи с условиями проживания на Севере. Решались вопросы, связанные с жилищными сертификатами, с выделением средств из федерального бюджета – рассказывать обо всем этом можно очень долго. Сделано и в самом деле немало, но останавливаться на достигнутом мы не собираемся.
МОНОГОРОДА БЬЮТ ТРЕВОГУ
– Каковы на сегодня приоритетные направления деятельности вашего союза?
– Союз городов Заполярья и Крайнего Севера давно стал высокой трибуной, с которой можно смело обращаться к первым лицам государства. В свое время мы доводили проблемы северян до Ельцина, Черномырдина, Гайдара, Примакова, позднее – Путина. Наша главная задача: донести до руководства страны, что люди в северных регионах живут в крайне тяжелых условиях, и при этом обеспечивают 64 процента поступлений в бюджет страны. А зарплата у них зачастую бывает не выше, чем у россиян в средней полосе, да и других проблем насчитывается сотни. Взять хотя бы из последнего – состояние моногородов, чему мы посвятили научно-практическую конференцию, которая прошла в феврале в Сыктывкаре. Собственно говоря, и Усинск имеет к этому отношение исходя из того, что большинство его жителей занято в нефтедобыче или нефтяном сервисе. И из пребывания здесь я тоже сделал конкретные выводы, о которых скажу чуть позже.
– Сегодня в России насчитывается 400 моногородов, и во многих из них дела идут далеко не лучшим образом. Расскажите, какие пути выхода из ситуации предлагает союз?
– Действительно, 125 монопоселений сегодня оказались в зависимости от градообразующих предприятий, которыми владеют олигархи. А у последних отношение к территории деятельности не всегда ответственное. Часть из них, заявляя причиной рыночную конъюнктуру, – сегодня модно ссылаться на кризис – тысячами выбрасывает работников на улицу, не создавая при этом новых рабочих мест, не обучая людей новым профессиям, закрывает социальные учреждения – примером тому Воркута. И при этом государство помогает таким олигархам справиться с их трудностями посредством перечислений из бюджета! Я считаю, от такой практики нужно отходить и давать средства непосредственно муниципалитетам. А в целом моя точка зрения такова: если компания становится в городе работодателем-монополистом, она должна за этот город отвечать. Если собственнику по какой-то причине приходится сокращать людей, он должен заботиться об их переселении в районы с более мягким климатом, где можно хотя бы завести домашнее хозяйство.
ТРУДНО В ТУНДРЕ БЕЗ ВРАЧА
– 18 февраля этого года Вы в качестве члена Общественной палаты выступили на заседании Совета Федерации с критикой в адрес Минздравсоцразвития России. Получается, проблемы здравоохранения в северных регионах Вы также видите в числе приоритетных?
– Конечно. Кстати, Общественная палата стала для меня еще одной площадкой для общения с федеральной властью.
А суть моих претензий к министерству в том, что я считаю его работу в целом неудовлетворительной. Те трансферты и закупки медицинского оборудования, которые сейчас осуществляются, носят бессистемный характер. Одна из основных недоработок, я считаю, связана с неправильной системой обеспечения лекарствами. По прошлому году из-за этого остались лежать на складах много препаратов. Посмотрите: пациент сегодня может отстоять два часа в очереди в регистратуру больницы, потом столько же – к врачу, а препарата, который он в итоге выпишет, в наличии не окажется! Человеку приходится идти в частную аптеку и отдавать свои деньги. А потом, когда курс лечения уже пройден, в город из региона поступает и остается невостребованным искомый препарат. Я считаю, этот процесс требует серьезной доработки: нужно дать самим больницам или управлениям здравоохранения в муниципалитетах право заключать договоры на поставку медикаментов.
– Оказание медицинских услуг коренным малочисленным народам Севера Вы также считаете неудовлетворительным?
– Да. Санитарная авиация финансируется неудовлетворительно. А мы с вами знаем, к каким последствиям может привести несвоевременная доставка пациента в больницу. Мало того, Минздравсоцразвития не дает медикам лицензий на работу в условиях тундры, поскольку там, видите ли, нет водопровода и канализации! И что теперь, людям жить даже без надежды на врачебную помощь? Кроме того, обеспечение небольших населенных пунктов медицинским оборудованием – недостаточное. Люди, чтобы пройти обследование, вынуждены ездить в областной центр.
Еще одна огромная проблема в том, что Москва перестала осуществлять очень важную программу «Дети Севера», взвалив все расходы по ней на регионы. А у тех просто не хватает средств, чтобы вывозить детей северян на отдых к морю или в лесные школы. Сегодня мы не можем отправлять детей с легочными заболеваниями в Крым, как это было раньше. А ведь именно крымский климат им прописывают врачи. Этот вопрос тоже не решается.
Есть еще много проблем, которые нужно устранять на уровне разных министерств и правительства в целом. Например, неправомерное закрытие некомплектных школ, резкое сокращение расходов на дополнительное образование детей, зачастую неудовлетворительная охрана природы Севера и многое другое.
– Скажите, после Вашего выступления последовала какая-либо ответная реакция со стороны Минздравсоцразвития?
– Пока нет. По крайней мере, мне об этом ничего не известно. Но моя работа в этом направлении в любом случае не остановится.
РЕЗОНАНС ДОШЕЛ ДО ПРЕЗИДЕНТА
– А каков резонанс после прошедшей в Сыктывкаре научно-практической конференции по проблемам моногородов Севера, одним из главных организаторов которой явились именно Вы?
– Резонанс получился громким. Результатами той встречи интересуется аппарат президента России. Для Коми главное: мы заставили отреагировать «Северсталь», в которую входит «Воркутауголь». Ведь сегодня в Воркуте людей увольняют с работы, не заботясь об их будущем, не уделяется должного внимания социальной сфере. Представители «Северстали» сегодня заявляют, что на самом деле все в Воркуте хорошо, что зарплата у шахтеров составляет 30 тысяч рублей. Но разве можно считать эти деньги достойным вознаграждением человеку, когда он каждый день рискует жизнью на работе, а цены в Воркуте высоки буквально на все?
– На упомянутой конференции Вы высоко оценили доклад генерального директора «ЛУКОЙЛ-Коми» Азата Хабибуллина на тему социального партнерства между Обществом и Усинском. Побывав в нефтяной столице, Вы не поменяли свое мнение?
– Нет. В Усинске создана правильная модель отношения бизнеса к территории, когда градообразующие предприятия действительно вкладывают средства и силы в развитие муниципалитета. Здесь куда ни зайди – в больницу, школу, спортивное учреждение и т.д. – везде увидишь результаты помощи «ЛУКОЙЛ-Коми» или «Северной нефти». Я встречался с руководителями обеих компаний, эти люди – высококвалифицированные руководители, по-настоящему переживающие за город и его жителей.
Я давно не был в вашем городе, и за это время он сильно изменился к лучшему. А с такими руководителями, которые здесь работают, можно не сомневаться насчет его дальнейшего развития.
Вопросы задавал
Дмитрий ЛАТКИН
На снимке Василия ОСТАФИЧУКА: И. Шпектор
Отправить комментарий