Так можно охарактеризовать принцип, лежащий в основе новой Стратегии развития пенсионной системы в Российской Федерации, рассчитанной на период с 2013 по 2030 годы.
О том, в чём её принципиальное отличие от нынешней пенсионной системы, для чего необходимо реформирование, каким образом будет формироваться пенсионное пособие, в рамках видеоконференции рассказала управляющий отделением Пенсионного фонда России по РК Ольга Колесник.
Как отметила Ольга Михайловна, отвечая на вопросы журналистов из разных городов и районов Республики Коми, реформирование пенсионной системы в нашей стране продолжается уже в течение десяти лет. Связано это в первую очередь с демографическими и социально-экономическими процессами. В течение последних лет тенденция, при которой количество работающих граждан сокращается, а число пенсионеров растёт, сохраняется. В идеале для поддержания социально-приемлемого уровня пособия граждан, выходящих на заслуженный отдых, на каждого пенсионера должно приходиться четыре работающих россиянина, в реальности эта цифра в половину меньше.
Данная проблема влечёт за собой и другие. И первая по значимости – отсутствие достаточных источников для пополнения бюджета пенсионного фонда и снижения дефицита средств на выплату пособий. Сейчас он покрывается резервными фондами федерального бюджета, но постоянно это продолжаться не может. Трудностей добавляют проблемы с растущим количеством достаточно молодых людей трудоспособного возраста, имеющих право на получение досрочной пенсии и использующих его. Есть сложности в части накопительной системы, в сфере корпоративного пенсионного страхования и в других областях, непосредственно затрагивающих вопросы пенсионного обеспечения.
И как раз новая Стратегия призвана без повышения пенсионного возраста и сокращения пенсий уменьшить дефицит бюджета ПФР, добиться того, чтобы размер пособия возмещал пенсионеру до 70-и процентов утраченного им заработка в результате выхода на заслуженный отдых.
Для этого предусматривается несколько путей. Во-первых, согласно Стратегии и ФЗ-243 от 03.12.2012 г., который является одним из механизмов её реализации, до 2015 года все страхователи (работодатели) при исчислении и отчислении пенсионных взносов в ПФР будут переведены на единый тариф. Понижающие коэффициенты действуют до 2015 года, затем их отменят.
А вот для производств с вредными условиями труда – наоборот, с 1-го января 2013 года вводятся дополнительные тарифы, увеличивающие размеры страховых взносов. Примечательно, что ежегодно они будут повышаться. В зависимости от степени вреда профессии подразделяются на два списка. По первому в период с 2013 до 2015 года тариф вырастет с четырёх до девяти процентов, по второму – с двух до шести. Чтобы избежать дополнительной финансовой нагрузки, работодателям предлагаются такие варианты, как вступление в программу негосударственного пенсионного обеспечения, корпоративное пенсионное страхование и модернизация производства с целью уменьшения вредоносных факторов.
Первые два пути более-менее выполнимы, многие крупные предприятия уже не первый год в качестве дополнительных социальных льгот и гарантий выплачивают персоналу корпоративные пенсии на определённых условиях. А вот с третьим вариантом сложнее. Взять хотя бы нефтяную отрасль – вряд ли специфика работы здесь за эти три года изменится. Поэтому более реальным видится всё-таки участие в корпоративных программах пенсионного обеспечения. Тем более, что работодателям, которые решат в них вступить, обещают некоторые льготы и послабления в качестве дополнительного стимулирования, в том числе – и в области налогообложения. Как раз сейчас в Правительстве РФ готовится закон о корпоративных пенсиях, который предусматривает особые налоговые режимы для работодателей, участвующих в системе корпоративного пенсионного страхования.
Новый тариф по уплате страховых взносов в ПФР устанавливается и для так называемого самозанятого населения (индивидуальных предпринимателей): согласно ФЗ-243 с первого января 2013 года он увеличивается в два раза и составит 26 процентов от двух минимальных размеров оплаты труда, а сам МРОТ с января вырастет до 5205 рублей.
Как заметила Ольга Колесник, новая Стратегия предусматривает трёхуровневую модель пенсионной системы, которая будет состоять из государственного, корпоративного и частного уровней.
Первый компенсирует работнику 40 процентов утраченного среднего заработка и формируется за счёт страховых взносов работодателя и средств федерального бюджета. Второй – это корпоративная пенсия, выплачиваемая работодателем на основании индивидуальных и коллективных договоров. Она возмещает человеку ещё 15 процентов от его прошлого заработка. Третий уровень – добровольные взносы работника, которые добавят к пособию ещё 10-15 процентов от его средней зарплаты.
Таким образом, у человека, чьё пенсионное обеспечение формируется посредством всех трёх уровней новой модели, коэффициент замещения утраченного заработка сможет достигать 65-70 процентов, что соответствует международным нормам.
По словам главы регионального отделения ПФР, в Стратегии вводится понятие нормативного стажа, что является принципиально важным шагом. Первоначально предлагалось установить его в районе 40 лет, сейчас остановились на 35 годах, но и эта цифра не окончательная, так как превышает установленный в России пенсионный возраст, если предположить, что каждый россиянин начинает работать в 20-25 лет.
Окончательной формулы расчёта пенсионных прав пока нет, но идея увеличения пенсионного возраста перестала считаться ключом к решению проблемы и больше всерьёз не рассматривается. Тем не менее, введение нормативного стажа ставит размер пенсионного пособия в прямую зависимость от трудовых лет – чем больше человек проработал, тем выше будет его пенсия. А, следовательно, работнику даётся право самостоятельно решать, когда ему выгоднее выходить на заслуженный отдых. Что же касается северных пенсий, то здесь всё остаётся без изменений – в Стратегии чётко оговаривается, что вопросы пенсионного обеспечения жителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностей регламентируются «Законом о Северах», то есть ни пенсионный возраст, ни механизм применения районного коэффициента пересматриваться не будут.
Никто не доживёт до пенсии... "Так можно охарактеризовать принцип, лежащий в основе новой Стратегии развития пенсионной системы в Российской Федерации, рассчитанной на период с 2013 по 2030 годы."
Отправить комментарий