строительство комплекса по подготовке и переработке нефти и газа. Будущий нефтеперерабатывающий завод, самый северный в России, строится по современным технологиям. Ныне для Усинска эта стройка – самая мощная и единственная, которая в скором времени даст в бюджеты республики и города дополнительные финансовые вливания, а людям – рабочие места. А что из себя представляет комплекс, решил выяснить автор этих строк Евгений Рочев.
Девять часов. Ясное солнечное утро. Джип нефтяной компании «Енисей» вместе со мной и заместителем генерального директора предприятия Олегом Бородиным и директором комплекса по подготовке и переработке нефти и газа Владимиром Якубенко взял курс на площадку № 1, где ведётся строительство нефтеперерабатывающего комплекса.
– «Енисею» осенью исполнится только 10 лет. Как достался вашему предприятию такой лакомый нефтяной участок вблизи города, когда нефть давно добывается в тундре, возле морей Северного Ледовитого океана? – познакомившись поближе, задаю вопрос своим попутчикам.
– Значит, эти места знали, что появится «Енисей», – услышал юморной и в то же время уверенный ответ Олега Бородина. – У нас уже функционирует 38 добывающих и 8 нагнетательных скважин. И в год добываем порядка 700 тысяч тонн нефти.
Для молодой и небольшой компании, подумал я, очень даже неплохо. А если учесть, что «Енисей» рискнул построить такой дорогостоящий завод в Приполярье, где зачастую морозы доходят до минус 50, и заняться переработкой нефти на месте, – это вообще здорово. Только строительство первой очереди объекта, при максимальной мощности переработки до 1300 тысяч тонн, обойдется в 8,5 миллиарда рублей.
– Скоро поворот направо и мы у цели, – обрадовал меня Владимир Якубенко.
Когда садился в джип, думал, что 60 километров на такой машине проедем меньше чем за час, но не тут-то было. Главная бизнес-дорога республики после оттепелей снова стала ухабистой и «дырявой». Но мы ехали на малой скорости и без приключений.
Машина остановилась. Я ещё не успел выйти, а Владимир Михайлович уже заходит на какой-то объект.
– Вот с этой сырьевой насосной и начинается наш завод, – сообщил мне Владимир Михайлович. – Эти насосы и приводят в движение нефть, которая поступает с установки подготовки нефти (УПН) на установку по её переработке.
Видя, с каким азартом и знанием рассказывает специалист по нефтепереработке со стажем более сорока лет, я понял, что приехали не зря. Комплекс расположился на довольно-таки большой площади, однако мы решили пройти пешком по всем объектам. Первыми нас встретили возле главной установки атмосферной трубчатки (АТ-1) работники НПК. И сразу – снимок на память.
– Ещё на УПН из нефти удаляется основная масса газа, воды, солей и других примесей, – сразу включился в разговор начальник установки АТ-1 Евгений Ануфриев. – Далее она, нагреваясь в теплообменниках за счёт уходящих с установки продуктов, поступает на блок электрообессоливания, где под воздействием электрического поля, деэмульгаторов и температуры происходит доведение её качества до необходимых кондиций.
Вижу, что Евгений Валентинович не зря получает зарплату, может рассказывать часами, что и как дальше всё происходит. Но для читателей, думаю, эта конкретика не так важна. Они должны представить, по крайней мере, что из себя представляет этот комплекс, понять каковы его возможности, экологические гарантии, выгодно ли иметь в районе такой завод и что он даст северянам…
Итак, завод строится по заказу «Енисея» (генеральный директор А.А. Липский). Генеральным подрядчиком по проектированию комплекса выступила московская фирма ОАО «Гипрокаучук». Разработала базовый, детальный проект и поставила основное оборудование на установку атмосферной перегонки нефти АТ-1 американская фирма «Кох-Глич». Проектирование очистных сооружений и обеспечение их оборудованием – дело рук российской фирмы «Объединённые российские водные технологии». Чешская фирма «Унис» запроектировала и поставила оборудование для котельной. Трудятся на объекте и российские фирмы. Это РСУ (дочернее предприятие «Енисея»), СЭМНП, «Стандарт-2», КНЭМА, «АНК», Коми КТС, «Стройавтосоюз» (ныне строят очистные сооружения и котельную). Главным подрядчиком по монтажу установки АТ-1 является фирма «Унис». Словом, подрядчиков и субподрядчиков на объекте множество, всех не перечесть.
Обходя объекты, мы встретились с главным строителем комплекса, заместителем генерального директора по капитальному строительству «Енисея» Конрадом Зерхау.
– Работа сложная? – спросил я у него поздоровавшись.
– Если бы не было сложно, меня бы здесь не было, – не задумываясь, ответил контрактник из Чехии.
Комплекс строится на базе новейшей технологии, используется самое современное оборудование. Он способен работать в условиях Крайнего Севера, при очень низких температурах. Особые требования предъявлены к соблюдению природоохранных мероприятий.
– Какие конкретно? – поинтересовался я у Владимира Михайловича по пути следования к объектам.
– Прежде всего, будем применять двойные торцевые уплотнения на насосах, чтобы исключить попадание нефтепродуктов в атмосферу, – рассказывает мой собеседник. – Проектом предусмотрено использование герметичных насосов, специальных установок улавливания углеводородных паров.
– Неужели никаких запахов на территории комплекса не будет?
– Не должно быть. Предусмотрен герметичный налив светлых нефтепродуктов в автомобильные и железнодорожные цистерны. Так что запахам здесь не место.
Раз комплекс заявлен как экологически чистый, значит, без очистных сооружений здесь не обойтись. Туда будет стекаться и промышленная вода, и ливнёвая, в которой могут быть углеводороды. После очистки часть воды будет закачиваться в пласт для поддержания пластового давления, а остальная, которая по стандартам уже ничуть не хуже воды обычных водоёмов, пойдёт в ручьи.
На комплексе будем использовать и попутный газ, который получается при подготовке нефти, в качестве топлива на одной из технологических установок, в котельной – для производства пара и теплоносителя и также на газопоршневых установках американской фирмы Waukesha для производства электроэнергии.
– Для чего же тогда факельное оборудование для сжигания газа? – спрашиваю собеседника, чтобы развеять свои сомнения.
– Он предусмотрен проектом как аварийный при нестандартных ситуациях, – объясняет мудрый нефтепереработчик. – Этого требуют и правила пожарной безопасности. На факеле всегда будет гореть небольшая горелка, чтобы, в случае чего, не было большой беды. То есть при выбросах в атмосферу газ должен сгорать, а не распространяться в воздухе.
Есть на заводе и очистные сооружения для хозяйственно-бытовых стоков. В них качество сбрасываемой в ручей воды доводится до стандартов рыбо-хозяйственного значения. Проектом также предусмотрено использование этой воды, к примеру, для заполнения резервуаров для тушения возможных пожаров. Словом, это целая наука. И всё делается не ради красного словца, а будет использоваться по максимуму. Таким образом, мы делаем комплекс малоотходным. Сейчас нам вполне хватит пяти водяных скважин, а если бы не использовали замкнутые водные циклы, то, скорее всего, нужно было бы иметь не пять, а, скажем, десять скважин.
– Владимир Михайлович, а вы давно в Усинске?
– Полтора года. До этого 42 года работал на одном из заводов на севере Белоруссии, который начали строить ещё в 1958 году. Этот завод находится всего в пяти километрах от города, но мероприятия по охране окружающей среды допускают совместное сосуществование. Здесь же до Усинска 60 км.
– Новый завод – новые рабочие места. Сколько их будет?
– Ныне уже трудятся порядка 30 специалистов. А всего после запуска первой очереди нам понадобится ещё порядка 170 человек. В основном – рабочих. Частично это будут специалисты из «Енисея». Через Усинский центр занятости населения мы уже обучили порядка 40 человек. Так как нефтепереработчиков в Усинске нет, пригласим этих специалистов с нефтеперерабатывающих заводов России, Белоруссии, но в ограниченном количестве. Наша цель – максимально использовать местный человеческий ресурс. Механиков, машинистов, слесарей, киповцев, программистов, операторов котельных, естественно, будем искать в Усинске.
– Владимир Михайлович, для чего строится комплекс? Что будете производить на заводе? Как вся эта продукция будет отправляться на большую землю?
– Закончив первый этап строительства комплекса, будем производить три продукта: мазут, бензин и дизтопливо. Бензин прямогонный мы будем отправлять за пределы республики на предприятия, где он будет использоваться в качестве сырья нефтехимической промышленности.
Качество нашего мазута позволяет быть ему ликвидным товаром. Тоже будем вывозить на большую землю. Даже в Ухте мазут дальше не перерабатывается, хотя из него можно получать и бензин, и дизтопливо. Но при мощности нашего завода глубокая переработка просто не рентабельна. Как говорится, овчинка выделки не стоит. В настоящее время прорабатываются варианты поэтапного развития комплекса.
Обходя объекты, мы то и дело встречали рабочих, которые, как муравьи, всё что-то делали. А чтобы посмотреть с высоты, как выглядит эта махина-комплекс, мы поднялись на колонну К-1 установки АТ-1.
– А вот и энергоблок, – показывает Владимир Михайлович. – Там ныне две газопоршневых электростанции, каждая мощностью 3,2 мегаватта. Даже на попутном газе каждая из них может вырабатывать до 2,7 мегаватта электроэнергии. Эти станции и будут обеспечивать комплекс электроэнергией. Высоковольтной линией элекропередачи мы связаны также и с «Комиэнерго», это повышает надёжность энергоснабжения.
А вон вдали четыре резервуара с водой, так называемый, противопожарный запас. Рядом пожарная насосная станция, станция пенотушения. Если что-то на площадке загорается, то автоматически включается вся система пожаротушения. Участие людей в ней минимальное.
Левее от очистных сооружений – административно-бытовой корпус. Это двухэтажное здание контейнерного типа. Там кабинеты, раздевалка для работников, комната отдыха.
А вот и центральный пульт управления для централизованного сбора и обработки поступающих технологических данных, для управления технологическим процессом…
Далее – котельная по производству пара для технологических нужд и нагрева теплоносителя, циркулирующего по всему заводу и обеспечивающего нагрев трубопроводов и аппаратов даже при минус 50.
А вот товарный парк. Рядом факельное хозяйство…
Слушал я Владимира Михайловича и, наверное, завидовал: такой мощный комплекс, гигантская стройка с самыми современными технологиями и знать всё до мелочей – это здорово. Если и остальные специалисты также всё знают и легко ориентируются во всём, то, думаю, завод – в надёжных руках профессионалов.
Ознакомившись так близко с объектом, мы взяли курс на Усинск, вернее, на Усадор, где расположена площадка № 2, товарно-сырьевая база. Сегодня, пока завод не функционирует, сырая нефть по трубопроводам проходит через установку подготовки нефти, затем в автоцистернах поступает на приёмо-сдаточный пункт «Енисея» и уже в товарном виде сдаётся в ООО «СМН». Когда заработает комплекс, нефть, проходя через установку подготовки нефти, будет подаваться на установку АТ-1, где будет вырабатываться прямогонный бензин, дизельное топливо, мазут. Далее эти продукты автомобильными цистернами будут доставлять в резервуары площадки № 2, где они пройдут паспортизацию и железнодорожным транспортом отправятся к потребителю.
Кстати, на площадке № 2 для обеспечения безопасности и нормального функционирования оборудования также предусмотрены очистные сооружения, установка улавливания паров, ЦПУ, противопожарный запас воды, насосная пено- и водотушения, воздушная компрессорная, установка производства азота, своя электростанция и т.д.
Что ж, остаётся лишь пожелать скорейшего завершения строительства комплекса нефтепереработки и удачного старта, чтобы отчисления «Енисея» в казну республики и Усинска значительно возросли.
Евгений РОЧЕВ
Отправить комментарий