Постановление Правительства РФ «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» вызвало немалый интерес.
Появление этого документа воспринимается как отмена обязательной сертификации перечисленных в ней товаров, что, как прогнозируют некоторые специалисты, спровоцирует резкое увеличение контрафактной продукции. Всё потому, что производители могут выставлять свой товар на полки магазинов на основании лишь собственноручно заполненной декларации. Хотя, по их же словам, около 50 процентов поступающих на прилавки товаров и до этого времени, в условиях обязательной сертификации, не соответствовали требуемым нормативам.
Законодатели же заявляют, что переход на декларирование будет иметь положительный эффект – производителям больше не придётся преодолевать бесчисленные административно-бюрократические барьеры. К тому же перечни утверждены в соответствии с п. 3 ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», принятым 15 декабря 2002 года Госдумой и вступившим в силу 1 июля 2003 года.
Данный документ заменил законы РФ «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», а также положения других законодательных актов, касающихся правоотношений в сфере разработки, утверждения и применения нормативно-технических документов, подтверждения соответствия и осуществления надзора за их соблюдением. Он направлен на установление правил госрегулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, а также требований к работам и услугам в интересах потребителей с помощью «технических регламентов».
В свою очередь техрегламент устанавливает обязательные требования к продукции, работам, услугам и процессам, которые должны обеспечивать их безопасность. В том числе – безопасность жизни и здоровья граждан; безопасность имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества; охраны окружающей среды; охраны жизни и здоровья животных и растений, а также должен предупреждать действия, вводящие в заблуждение потребителей. Регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования.
Приниматься техрегламенты могут федеральными законами и международными договорами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ на определённый срок до принятия соответствующих федеральных законов. Это означает, что министерства и ведомства не могут устанавливать иные обязательные требования в этой сфере, а регламенты, вводимые законами прямого действия, исключают возможность создания дополнительных административных барьеров производителям.
Как рассказала ведущий специалист-эксперт Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в г. Усинске Светлана Гулевич, процесс сертификации продукции достаточно долог. Начинается он с подачи заявления в Роспотребнадзор на обследование объекта (производственного помещения) на соответствие санитарным требованиям. По итогам осмотра составляется акт. Наряду с этим выпускаемая на данном производстве продукция должна пройти исследование в аккредитованной и аттестованной лаборатории на соответствие требованиям госстандарта или техусловиям. При положительном результате товар получает заключение на соответствие санитарным нормам, а затем в службе сертификации в Сыктывкаре – сертификат качества.
По словам эксперта, на декларирование товаров и услуг товаропроизводитель или продавец потратит меньше времени. Однако это не значит, что теперь товар (продукция) исследоваться на качество и безопасность не будет. В этом вопросе процесс декларирования соответствия в принципе не отличается от сертификации и включает в себя такие этапы подтверждения качества продукции, как оформление гигиенического сертификата или санитарно-эпидемического заключения, проведение лабораторных сертификационных испытаний, оформление протокола испытаний продукции, проведённых в аккредитованной аттестованной лаборатории. А вот будет ли это лаборатория Роспотребнадзора или какая-либо иная – сегодня это отдано на усмотрение товаропроизводителей и продавцов.
После издания закона «О техническом регулировании», предусматривавшего замену десятков тысяч ГОСТов и СанПиНов несколькими сотнями технических регламентов, и до настоящего времени были разработаны и действуют лишь 13 технических регламентов. Самый первый (от 21 октября 2005 года) ввёл специальные требования к автомобильным выбросам. Следующие шесть появились только в 2008 году. Это требования к жидкому топливу, регламенты на молоко и молочную продукцию, масложировую и табачную продукцию, на соковую продукцию из фруктов и овощей и техрегламент о требованиях пожарной безопасности. В прошлом году были разработаны ещё шесть техрегламентов. Они касаются безопасности лифтов, машин и оборудования, средств индивидуальной защиты, зданий и сооружений, низковольтного оборудования, продукции для детей и подростков. На подходе техрегламент на пивоваренную продукцию – сейчас он рассматривается в Госдуме.
Так что на данном этапе затянувшегося переходного периода, пока не появились необходимые технические регламенты на все виды товаров и услуг, в систему законодательства по-прежнему входят не получившие замены ранее принятые ГОСТы, СанПиНы, СНиПы и прочие нормативные документы. В связи с этим изготовителю (продавцу) дано право выбирать между декларацией и сертификацией. Правда, это касается только отдельных товаров, помеченных специальным знаком в вышеназванном списке. В остальных случаях предусматривается либо только декларация, либо только сертификация.
Но как сообщается на сайте Ростест, практика показывает, что предприниматели, оформившие декларацию соответствия, нередко дополнительно оформляют и добровольный сертификат на тот же вид продукции. И это не случайно, ведь пока ещё крупные торговые сети хотят видеть именно сертификат качества. Есть и такие предприниматели, которые глубоко заблуждаются, предполагая, что если товар не отражён в перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, то не нужно оформлять на него какую-либо разрешительную документацию. В действительности если тот или иной товар отражён в номенклатуре продукции, подлежащей декларированию, в первую очередь, нужно оформить именно декларацию, а для этого, разумеется, пройти все стадии проверки.
Сам перечень продукции и услуг, подлежащих обязательному декларированию, ежегодно дополнятся новыми видами товаров. Поэтому шум вокруг последней редакции перечня от 15 февраля 2010-го несколько запоздал, а тревоги по поводу резкого роста контрафакта скорее надуманные, чем обоснованные.
Отправить комментарий