Какая тема сегодня может считаться самой обсуждаемой, самой актуальной для каждого из нас? Образование? Низкий уровень медицинского обеспечения и обслуживания? Растущая квартплата? Дороги? Одних что-то волнует больше, других – меньше. Но, наверняка, каждый усинец, вынужденный ежемесячно выкраивать из семейного бюджета в среднем по 5 тысяч рублей, чтобы оплатить постоянно растущие коммунальные счета, среди самых важных вопросов назовёт цены на ЖКУ и в частности – на тепло и электроэнергию.
К счастью, эпопея с «астрономическими» счетами за общедомовое электроснабжение для большей части усинцев закончилась. Однако не для всех – некоторые всё так же продолжают получать к оплате суммы, далёкие от разумных. Причин тому несколько, есть среди них и факторы технического порядка, когда коммунальщики затягивают решение вопроса приёма «на баланс» и обслуживания приборов учёта, приобретённых жильцами «на стороне», а не у них. Но сейчас о другом.
За год «электрической неразберихи», когда люди не понимали, платить им или дожидаться, пока, наконец, «на верху» разберутся с правильностью расчётов, у части населения скопились немалые долги перед энергетиками. Некоторые погашать их не торопятся, а иные и вовсе не намерены. Безусловно, таким положение дел долго оставаться не могло и энергетики пошли на крайние меры.
В сентябре у 13-и злостных неплательщиков был отключён свет. Такая же участь в ближайшее время ожидает ещё 30 должников.
– О том, что злостным неплательщикам, а таких в МО ГО «Усинск» 4200 человек, грозит ограничение электроэнергии, Усинское отделение ОАО «Коми Энергосбытовая компания» согласно законодательству предупреждает должников дважды: за месяц и за три дня до применения санкции, – рассказывает начальник отделения КЭСК Валерий Дементьев. – На начало октября дебиторская задолженность за потреблённую электроэнергию составила свыше 28 миллионов рублей. Отключение электроэнергии – крайняя, но действенная мера. Из 13-и потребителей, у которых произвели ограничение энергоснабжения в сентябре, семь человек погасили долги полностью, ещё шестеро заключили соглашение о реструктуризации задолженности.
Как рассказали в КЭСК, в сентябре 174-м злостным должникам были предъявлены претензии, а в суд направлены иски по взысканию с них задолженности. Восемьдесят шесть усинцев, не дожидаясь применения каких-либо санкций, погасили долги на общую сумму более чем 800 тысяч рублей. В ближайшее время в Усинске, как и в других городах нашей республики, будут организованы совместные рейды сотрудников энергосбытовой компании и судебных приставов, которые пройдут по адресам неплательщиков.
– У меня за электроэнергию накопилось 20 тысяч долга, – говорит Мария К. – Не уверена, что суммы, которые мне с прошлой осени выставляли в квитанциях, справедливы. Где это видано, чтобы за пять лампочек в подъезде (живу в пятиэтажном доме) платить полторы тысячи? Естественно, я, как и соседи, не стала платить, надеясь на обещанный перерасчёт. Его сделали, только плата уменьшилась всего на сто рублей. Это справедливо? Я не против оплачивать электроэнергию, в том числе и общедомовую, только суммы должны быть разумными. Сейчас сразу заплатить 20 тысяч не смогу. Одна воспитываю дочь. Поэтому выхода из сложившейся ситуации не вижу. Хотя прекрасно понимаю, что долг выплатить придётся, в противном случае он станет ещё больше.
– Если вы хотите погасить задолженность, а нужной суммы нет, её можно внести частями, – говорит начальник городского участка Усинского отделения КЭСК Лада Ковальчук. – Напишите заявление в наше отделение и заключите соглашение о реструктуризации задолженности сроком на шесть месяцев. Правда, для заключения такого соглашения необходимо погасить треть имеющегося долга. В сентябре договоры о реструктуризации дебиторской задолженности за электроэнергию заключили восемь усинцев. Всего же с начала года этим способом решения проблемы воспользовались 45 человек.
Как известно, у любой медали две стороны. Ответственность плательщиков, потребителей услуг, безусловно, важна, но она подразумевает и взаимность со стороны энергоснабжающих и обслуживающих организаций в плане качества, своевременности, полноты оказываемых услуг и «прозрачности» их цены.
И вот с этим как раз не всё в порядке. В газете «Наш новый Север» за 14 октября мы уже сообщали о том, что Правительством РФ принято постановление о новых стандартах раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии, благодаря которым практически у каждого из нас появится возможность получить доступ к информации об экономических и технологических показателях энергетиков, а также о том, из чего складываются тарифы, по которым мы рассчитываемся за электроэнергию. Стандарты эти начнут действовать уже в январе 2011 года, что даст людям возможность яснее понимать, сколько и за что они платят.
Но владеть информацией, которая ставит тебя перед фактом, – полдела. Каждый из потребителей, прежде всего, надеется на то, что плата за ЖКУ перестанет расти с такой ошеломляющей быстротой. И здесь энергоснабжающие компании совместно с органами представительной и исполнительной власти должны позаботиться о том, чтобы Президентский указ и закон об энергоэффективности действовали, чтобы появилась та самая экономия ресурсов, снижение затрат, которые если и не снизят платежи для населения, то хотя бы их «заморозят».
Удастся ли этого достичь – покажет время. Пока же на уровне Правительства РФ, министерств и ведомств разрабатываются и внедряются механизмы, которые призваны целенаправленно добиваться поставленной цели и реализации закона. Один из таких механизмов – приказ Минрегионразвития, который должен способствовать энергосбережению в жилых домах. Причём касается он не только электричества, но и тепла, и воды. Опубликован приказ в «Российской газете» 22 октября и вступит в силу 2 ноября.
Данным приказом утверждается примерная форма перечня мероприятий для одного или группы многоквартирных домов, придерживаться которой рекомендуется всем организациям, занимающимся снабжением многоквартирных домов энергоресурсами.
Эта «рекомендательность» несколько настораживает – уж очень «вольное» отношение в нашей стране к документам с подобной формулировкой. Рекомендация – не приказ, не запрет, то, что рекомендовано – к исполнению не обязательно и воспринимается лишь в качестве совета, а воспользоваться им или нет – каждый решает по собственному усмотрению.
Правда, данный документ принят «во исполнение пункта 47 Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а потому воспользоваться рекомендациями Минэкономразвития энергопоставляющим компаниям всё же придётся.
В перечне, например, предложены мероприятия, которые позволяют повысить энергоэффективность отопительной системы и горячего водоснабжения – от балансировки и промывки труб до установки приборов учёта горячей воды. Также в документе учтены ремонт и модернизация дверных и оконных конструкций, модернизация трубопроводов и арматуры, установка теплоотражающих плёнок и низкоэмиссионных стёкол на окна в подъездах. Здесь же указаны возможные исполнители и источники финансирования мероприятий. В большинстве случаев это соответственно управляющие организации и средства от коммунальных платежей. Например, заменой ламп накаливания в местах общего пользования на энергоэффективные лампы и ремонтом изоляции теплообменников и трубопроводной системы ГВС в подвальных помещениях с применением энергоэффективных материалов заниматься должна управляющая компания. При этом выполняются эти работы на средства от платы населения по тарифу за содержание и текущий ремонт жилого помещения. Установка коллективных (общедомовых) приборов учёта горячей воды, тепла и электроэнергии также входит в обязанности УК и оплачивается из тех же средств. Надо отметить, что все работы – и основные, и дополнительные, касающиеся общедомового имущества, – выполняются за счёт платы по вышеуказанному тарифу. Единственное исключение – установка индивидуальных приборов учёта электроэнергии – это финансируется собственником жилья согласно гражданско-правовому договору между ним и специализированной организацией, которая после установки счётчика занимается его периодическим осмотром, поверкой и ремонтом.
Вероятно, что проведение каких-либо дополнительных мероприятий отразится на квартплате. В любом случае в форме перечня обязательно должно быть указано, на сколько процентов возрастут расходы жильцов на ЖКУ при их проведении.
Реформа ЖКХ с переводом отрасли на энергосберегающие «рельсы» продолжается. Экономический эффект этой модернизации виден станет далеко не сразу. У нас же, рядовых потребителей коммунальных услуг, в связи с этим есть только одно желание – чтобы борьба за экономию не оказалась для нас слишком разорительной.
Комиэнерго, ау! В какие сроки снимаются показания квартирных счетчиков? Или вы всех по-среднему считаете?
Почему молчите, что при установке новых счетчиков перерасчет будет сделан только после нового года, потому что у вас программа такая?!
Отправить комментарий