«Градус» в ночи

27 марта 2012 - 22:30

Проблема алкоголизма в нашей стране с годами актуальности не теряет. По данным Минздравсоцразвития РФ, в России на каждого человека (включая младенцев), сегодня приходится около 18 литров чистого алкоголя в год, учитывая и запрещённые к употреблению продукты кустарного производства.

По данным ВОЗ такие цифры сопоставимы с масштабами национального бедствия. И самое печальное, что алкоголизм с каждым годом «молодеет» – на учёте у нарколога сегодня вместе с взрослыми состоит немало подростков в возрасте 11-13 лет, употребляющих спиртное.

Изменить ситуацию, которая ухудшалась на протяжении десятилетий, в одночасье невозможно. Поэтому бороться со злоупотреблением алкоголем планируется постепенно и на всех уровнях. Первый законодательный шаг в этом направлении уже сделан, благодаря чему сегодня продажа крепкой алкогольной продукции (выше 12 градусов) в период с 23.00 до 08.00 часов запрещена. Исключение составляет лишь продажа алкогольных напитков в ресторанах, барах, ночных клубах.

Но, увы, не перевелись ещё сердобольные «феи прилавка», продающие крепкие алкогольные напитки и в ночные часы. Корреспонденты нашей газеты побывали в семи круглосуточных магазинах Усинска, чтобы оценить, насколько щепетильны в соблюдении антиалкогольного законодательства местные продавцы.

В пяти из них водку отказались продавать категорически. «Вы на часы смотрели? После одиннадцати ночи крепкие спиртные напитки не продаём»! Не желая обслужить покупателя, продавцы ссылались на камеры наблюдения и штрафные санкции в отношении них и владельцев магазинов. Но… тут же предлагали купить побольше пива по типу «если уж брать не качеством, то количеством».

В двух магазинах спиртное продали. В одном из них продавец поначалу отпускать «сорокаградусную» отказалась, ссылаясь на законодательство. Однако присутствующим в магазине мужчинам, которые ей, по-видимому, были знакомы, продала со словами «нужно ребят выручить». Ну, а потом и над нами «смилостивилась».

В другом магазине, около которого собрались уже «подогретые» покупатели, «беленькую» нам выдали без вопросов, правда, чек выбивать не стали. Между тем, такая купля-продажа не гарантирует ни качества продукции, ни возможности в случае чего предъявить претензию – документа, подтверждающего покупку, нет.

Отдельная тема – круглосуточные ларьки. Да, водки там нет, но продажа пива несовершеннолетним идёт бойко. На наших глазах несколько подростков лет 14-и основательно затарившись «пенным» напитком, отправились «утолять жажду». На наше замечание о том, что на вид мальчишки явно ещё не достигли 18-летия, и продавец просто обязана проверить их документы, ларёчница, выдав нелицеприятный комментарий, захлопнула окошко.

Результат похода по магазинам неутешительный: закон есть, но выполняется далеко не всеми. Почему? Из-за уверенности в безнаказанности, так как полицейского к каждому магазину и ларьку не приставишь, видеонаблюдение установлено не везде, поэтому шансы у продавцов «быть пойманным за руку» очень малы.

Между тем, нарушение положений антиалкогольного ФЗ, если сей факт всё-таки удастся доказать, чревато существенным штрафом для продавцов, директоров магазинов и торговых предприятий. А за повторное нарушение, особенно в части продажи алкоголя несовершеннолетним, предусмотрено наказание в виде уголовной ответственности.

В июле этого года вступит в силу ещё один антиалкогольный закон, принятый Госдумой РФ ещё в июле 2011-го и призванный «впервые создать чёткий и прозрачный механизм государственного регулирования отрасли» по производству и реализации спиртсодержащей продукции.

Сейчас завершается составление списка продуктов, не подпадающих под действие ограничений, таких, например, как квас и кефир. А вот пиво любой крепости теперь относится к категории алкогольной продукции, и все запреты, действующие в отношении спиртного, распространяются и на него.

То есть, с 1-го июля 2012 года продавать «пенное» в ларьках и торговых палатках, на остановках городского транспорта, рынках, вокзалах и в аэропортах, а также в период с 23.00 до 08.00 будет запрещено. В регионах временные рамки могут быть шире федеральных – решение об этом принимается республиканскими или краевыми законодательными собраниями и закрепляется соответствующими нормативно-правовыми актами.

Изменятся требования и к таре – в целях профилактики алкоголизма на бутылках будет указываться информация о содержании этилового спирта как в 100 мл, так и в объёме потребительской тары. При этом продажа алкоголя с содержанием этилового спирта до 7 процентов, добавленного в процессе производства, возможна будет только в бутылках объёмом не более 330 мл. То есть «полторашки» останутся в прошлом.

Надо сказать, что у данного законопроекта есть как сторонники, так и противники, утверждающие, что принятие документа приведёт к продаже алкоголя из-под полы, самогоноварению, нелегальной торговле и массовой фальсификации спиртного.

Но разве этого нет уже сейчас? Недобросовестные продавцы, руководители торговых точек и производители, которым чужды государственные и морально-этические законы, найдутся всегда. Важнее, что плюсов у этих законодательных инициатив больше, чем минусов, а значит и шансы уберечь молодёжь от пагубного влияния спиртного станут выше.

Александра Николаева, газета «Наш новый Север»

Отправить комментарий