Путешествие из Нарьян-Мара в Усинск и обратно

3 апреля 2012 - 19:11

В марте путешествующие по зимнику автомобилисты предпочитают отправляться в путь ночью. Дневной свет для них сродни смерти. Из-за ярких слепящих лучей северного солнца можно легко сбиться с пути, вылететь в кювет или врезаться в проезжающий мимо грузовик. Даже солнцезащитные очки не всегда спасают.

Наслушавшись бывалых водил, мы с коллегой Евгением Тимофеевым решили не рисковать и выехать в Усинск, как минимум, в восемь вечера. Но для начала надо было найти трос и лопату. На зимнике в любую секунду можно застрять в глубоком сугробе. И благо, если подвернется попутный, либо встречный грузовик. Тогда, считай, проблем никаких. Прицепил трос, и ты снова в строю. А если нет? Придется сначала откапывать машину, а потом как-то выволакивать ее обратно на дорогу.

К пяти вечера вещи первой необходимости лежали у нас в кроссовере. К ним мы добавили термос с горячим кофе, несколько бутербродов и бутылку воды. Теперь можно и в путь.

10-й километр

Огни Нарьян-Мара, вместе с привычным укладом жизни, знакомыми-приятелями, повседневными хлопотами, остались позади. Впереди - бескрайняя тундра и легкое ощущение риска.

Сразу же за офисом ООО «Нарьянмарнефтегаз» началось бездорожье. Автомобиль трясло на ухабах. Иногда заносило. Ехали со скоростью не более 60 километров в час. Иначе проблем не избежать. Тем не менее, нас периодически обгоняли на приличной скорости легковые и грузовые машины. Прав был Гоголь, когда уверял, что в России две беды - «лихачи» и дороги.

91-й километр

Мы подъезжали к зимнику, когда Женю начало неудержимо клонить в сон.

- Глаза слипаются, может, ты поведешь?

- Без проблем, - «запах» предстоящих приключений бодрил лучше самого крепкого кофе.

Остановились перед выездом на зимник. Термометр на приборной доске показывал двадцать градусов мороза за бортом. Справа стояли две огромные фуры с грузом строительных материалов. В кабине одной из них горел свет.

Я вылез и подошел к фуре — разузнать обстановку на дороге. Ветер резал щеки. Ноги еле передвигались от холода. Постучал. Водитель открыл двери кабины.

- Лезь сюда, а то отморозишь себе все на свете!

Отказываться от приглашения было глупо. Я поднялся. Мужчина представился Алексеем, сказал, что везет в Нарьян-Мар сваи.

- А почему вы остановились, когда до города рукой подать? - спрашиваю.

- После зимника надо обязательно немного отдохнуть. А то до Нарьян-Мара можно просто не доехать. Дорога сложная, глаз притупляется. Хорошо, что еще не порожняком иду. Груженая машина более устойчива на дороге. Вот когда ехал пустым в Усинск, носило, будь здоров. Мне бы сейчас стакан махнуть, чтобы расслабиться. Но нельзя, еще ехать и ехать. Вот прикорну малость и двинусь дальше.

- А как дорога?

- Хорошая. Зимой было куда сложнее. Не видно ничего. Даже при дальнем свете. Метель крутит. Сейчас гораздо лучше. Ветер слабый. Но, все равно, езжай аккуратно. Дорогу недавно полили водой, чтобы была более гладкой.

Мы попрощались. Я пересел за руль. Женя спал беспробудным сном. Осторожно выехал на зимник. Скорость - 40 километров в час. Ночь. Видимость плохая. Попробовал выключить фары. Ощутил себя, словно в космосе. Пустота. Не видно ровным счетом ничего, даже коронованных отражателями вешек - главного ориентира на снежной трассе.

На прощание Алексей из той самой фуры посоветовал запасаться в дорогу лишними лампочками для фар, так как старые лампы в любой момент могут лопнуть от холода.

Где он был раньше, спрашивается! Мы запаслись всем, чем угодно. Даже бутылку коньяка взяли, заметьте, сугубо в медицинских целях, а про лампочки и не подумали. Но пить боржоми было уже поздно. Приходилось надеяться на матушку фортуну.

Машина медленно скользила вперед. Причем скользила в буквальном смысле. Зимник - не автобан. Конькобежная трасса - самое удачное сравнение. Любители высоких скоростей, захватывающих дух обгонов, вряд ли получат удовольствие от такой езды. Опрокинутый на бок, лежащий в стороне КамАЗ лишний раз напоминал об осторожности. Встречались и пресловутые переметы. Это - запорошенные снегом ямы. Заметить их практически нереально. Можно только почувствовать, когда вдруг неожиданно тряхнет, и автомобиль начнет вести то вправо, то влево. И тогда, как пелось в одной старой песне, крепче за баранку держись шофер.

Через пятьдесят километров начались сопки. Дорога чем-то напоминала горный серпантин. Груженым грузовикам не хватало мощности, чтобы преодолевать крутые подъемы. Иногда они откатывались назад. Вспоминались практические занятия по вождению и крики инструктора насчет соблюдения дистанции.

225-й километр

В свете фар показался шлагбаум блокпоста нефтяников. Через пять километров начинается Харь-ягинское месторождение. Из белого балка вышел охранник - коренастый детина в утепленной куртке со светоотражающей пленкой. Издалека он походил на пришельца из других миров. Впрочем, территории нефтегазодобывающих компаний и есть своего рода другие миры. Или же, правильнее будет сказать, это некие государства в государстве со своими строгими правилами игры.

Охранник переписал номера автомобиля. Спросил, не везем ли спиртного, которое тут запрещено. У нас имелась бутылка коньяка, но мы признаваться не стали, а он не стал нас досматривать. Может быть, поленился, а может, здесь просто не принято копаться в легковушках, тем более, что мы просто едем мимо. А вот водителям грузовиков, следующим непосредственно на месторождения, приходиться несладко. Сухой закон! Наказание в случае нарушения одно - безоговорочное увольнение без права дальнейшей работы в нефтегазодобывающей отрасли.

Харьяга - единственный рабочий поселок нефтяников на отрезке Нарьян-Мар - Усинск. Здесь же находится и единственная на всем пути заправка. Зимник пройден. На часах - пять утра. Светает. Сейчас, думаю, наконец, выйдем на нормальную бетонную дорогу.

Не тут-то было! Трасса - всего лишь красивое название. Покрытие не ремонтировалось со времен Берендеева царства. Плиты лежат вкривь и вкось. Автомобиль то и дело подпрыгивал на обледенелых «трамплинах», словно теннисный мячик.

Слева виднеется стела полярного круга. Каких-нибудь двести метров, и мы уже не в Заполярье, а на Большой земле. А еще через 70 километров будет Усинск, где есть даже железнодорожный вокзал. Когда долго живешь в Ненецком округе, привычные для жителя средней полосы купе и плацкарты превращаются в диковинку.

Дорога домой

Обратный путь едва не стал для нас последним. Опять бетонные плиты, опять трамплины. Едем аккуратно. Вроде, ничто не предвещало проблем. На улице - светло. Редкие лучи солнца, пробивающиеся сквозь лобовое стекло, нежно ласкали щеки.

Неожиданно машина наехала на выбоину. Колеса потеряли сцепление с дорогой. Нас вынесло на встречную полосу, начало крутить. Не дай Бог, думаю, появится грузовик. Сгинем моментально и, что обидно, бесславно: сколько бы не писал Шекспир, что жизнь - театр, а люди в ней - актеры, финальных аплодисментов у гроба удостаиваются лишь лицедеи. Вся надежда — на коллег, которые растиражируют горячую информацию.

К счастью, обошлось. Автомобиль просто выбросило в кювет. Кузов оказался наполовину погребенным под снегом. Ура! Никаких повреждений!

Мы были совершенно одни. Я взял лопату и стал разгребать снег. Думал, придется и толкать самим. Проезжающих мимо машин не было. Радость от чудесного спасения стала угасать, реальность постепенно окрашивалась в черные краски.

Прошло сорок минут. Я уже представлял как мы голодные и замерзшие (коньяк к этому времени был благополучно выпит) ночуем под открытым небом на обочине бетонной дороги, когда остановился КамАЗ. Законы дороги о взаимопомощи на Севере чтят, как нигде. Водитель помог зацепить трос за колесо, наш автомобиль покинул ставший ему почти родным сугроб и пополз на проезжую часть. Происшествие случилось ровно на 66-м километре от стелы «Полярный круг».

- Это проклятое место ребята, - говорил камазист. - Сколько езжу, постоянно вижу, как кто-то куда-то врезается, вылетает в сугробы и так далее. Уже точно и не припомню, скольких я здесь вытаскивал.

Дрожь после пережитого ДТП долго не проходила. Ехали, философски думая каждый о своем. Только изредка перекидывались короткими фразами. Благо, что снаряд два раза в одну воронку не падает. Значит, больше никаких происшествий на дороге быть не могло.

Постскриптум

В четыре часа утра показались знакомые огни поселка Искателей. Наше путешествие подходило к концу. Образ зимника с каждой минутой все больше превращался в приятные воспоминания. Даже опасный 66-й километр уже вызывал улыбку. Главное, не забывать, что дорога ошибок не терпит. Чуть зазеваешься и...

Весь путь Нарьян-Мар - Усинск - Нарьян-Мар занял у нас около 16 часов. Не прошло и суток, а мы прожили целую жизнь, полную занимательных приключений.

Иван Леонидов, газета "Няръяна вындер"

Отправить комментарий