Лет пятнадцать назад стоматологическая помощь в Усинске считалась одной из лучших в республике. Порой к нам даже приезжали люди из других городов, потому как врачи славились «золотыми» руками. Не было тогда ещё платных услуг, все нуждающиеся выстаивали очереди в поликлинике, чтобы взять талончик. И несмотря на отсутствие импортных материалов и примитивную аппаратуру, люди получали помощь на достойном уровне.
В 1994 году после постановки на учёт по беременности меня направили к стоматологу (на санацию ротовой полости). Тогда мне поставили небольшую пломбу, которая «жива» до сих пор, и даст бог, простоит ещё столько же. А вот более «свежие», сделанные года три-четыре назад уже в частной клинике, импортные и дорогостоящие, «посыпались» буквально через год после лечения. В таких случаях принято говорить «комментарии излишни». Но всё же хочется понять, почему так происходит?
Новые стоматологические клиники и кабинеты в нашем городе появляются с завидным постоянством. Оно и понятно: услуги дантистов будут востребованы всегда, так как по статистике сегодня более 97 процентов взрослого населения уже не может похвастать безупречно здоровыми зубами. Среди детей эта цифра достигает 95 процентов. Разговор о кариесе, как это ни прискорбно, прочно вошёл в нашу жизнь. Значит, стоматологи без работы не останутся никогда, а центров, кабинетов и клиник, сколько бы их ни открывалось, много не будет.
Другой вопрос – насколько эти «лекарни» соответствуют принятым нормам и требованиям по части санитарного состояния, качества оказываемых услуг. Не секрет, что сейчас большинство учреждений здравоохранения испытывает кадровый дефицит, причём по вполне понятым причинам – из-за низкого престижа профессии и такой же зарплаты, особенно у младшего и среднего медперсонала.
В частных стоматологических клиниках у тех же медсестёр, обязанных следить за санитарным состоянием помещений, оборудования и стерильностью инструментария, заработная плата хоть и выше, чем в муниципальных, но всё равно невелика. Поэтому и идут туда специалисты неохотно. И как же, в таком случае, и кем поддерживается чистота в «стоматологиях»?
Согласно президентскому указу, принятому в ряду антикризисных мер по поддержке малого бизнеса, было решено малый, средний и частный бизнес подвергать проверкам не раз в два, а раз в три года. Это определённо расхолаживает некоторых коммерсантов, причём касается это не только стоматологии, но бизнеса вообще. Раньше в системе здравоохранения было своё лицензионное бюро. Сейчас его нет. И ни один из ныне существующих надзорных органов, ни городской сектор потребительского рынка и услуг, ни инспекция по охране труда не в состоянии контролировать ситуацию в сфере стоматологии на всех этапах. Поэтому на первый план выходят личная ответственность и профессионализм специалистов и владельцев клиник. А ещё (и это главное!) – наше с вами небезразличие к тому, кто, как и в каких условиях оказывает нам услуги, касающиеся нашего же здоровья. Ведь если случается какое-либо ЧП, виновных практически невозможно найти, потому что сами пациенты умалчивают о возникших проблемах – одни, не зная своих прав и не обладая должной информацией, другие просто не хотят связываться, так как заранее уверены: бороться бесполезно, всё равно ничего не докажешь.
Мы провели небольшой опрос среди горожан на тему «Удовлетворены ли вы качеством стоматологии в Усинске?» Львиная доля опрошенных ответили утвердительно: большинство врачей – профессионалы своего дела, используют отличные материалы и лекарства, дорогостоящее оборудование, а всё это помогает столь нелюбимую процедуру сделать более-менее комфортной и безболезненной.
Правда, по другим аспектам деятельность клиник заслужила массу нареканий. Во-первых – стоимость. Получается, что цена за проведение одной и той же процедуры, выполненной с одними и теми же материалами по одной и той же технологии, в Усинске и, например, в Кирове отличается в разы. Разумеется, у нас – дороже. При этом качество везде по сути одинаковое. Во-вторых, нередки случаи, когда некоторые бизнесмены от медицины пытаются играть на безграмотности пациента и сгущать краски, «награждая» страдальца таким букетом болезней, что впору вообще вырвать все зубы и запастись вставной челюстью, чтоб больше не мучаться. Тут приходит на ум сценка Петросяна, где его как нового русского пытались лечить от болезней, которых и в природе не существует – главное урвать побольше денег. Ещё один момент – «кочевой образ жизни» некоторых усинских стоматологов: с утра они работают в одной клинике, после обеда в другой, а вечером – в третьей. Сказать, плохо это или хорошо, трудно. Есть здесь как положительные моменты, так и отрицательные. Скажем, появился у вас «свой» любимый доктор, и если вы не смогли к нему попасть в одной клинике, попадёте в другой. Но какой из него «работник» после, например, двух смен? Такое осилит не каждый – либо очень нуждающийся, либо очень выносливый, либо живущий по принципу «Нам хлеба не надо – работу давай!»
Были со стороны усинцев претензии по поводу обученности медперсонала, корректности врачей и их умения общаться с пациентом, который, оказавшись в кресле стоматолога, уже испытывает стресс, а потому нуждается в очень деликатном подходе… Следует оговориться: если вы работник крупного предприятия и являетесь счастливым обладателем солидного медицинского полиса негосударственной страховой компании, проблемы в части вежливого и качественного обслуживания вам не грозят: встретят вас, как самого желанного гостя. Если же вам «не повезло» и вы пришли на приём «от себя», то от откровенного хамства, а порой и унижений вы не застрахованы, и не удивляйтесь, если в свой адрес услышите фразы типа: «Ба, как же вы себя так запустили?!» «У вас настолько кривые зубы, что протезирование будет возможно только после удаления»… Да, может оно на самом деле и так, но сказать об этом человеку, который всё же решился на визит к врачу, можно в корректной форме. Ведь, раз уж на то пошло, он тоже за всё платит, начиная от консультации и заканчивая самим лечением. На подобное отношение в одной из клиник, кстати, жаловались несколько опрошенных нами усинцев. Видимо, занятии по медицинской этике в вузе они прогуляли.
Понятно, что все медики грешат несколько специфичным, «черноватым» юмором, но, согласитесь, не каждый, кто пришёл на приём, оценит слова: «Боитесь? Я тоже. Первый день работаю самостоятельно. Но не переживайте. Зубом больше, зубом меньше – какая разница? У вас их ещё много. Мы, к тому же, и протезированием занимаемся. Так что, всё будет в порядке». Не поверите, но сама была свидетелем этой «шутки». Мужчина (а нервная система сильной половины человечества уязвимее женской, особенно в тех случаях, когда они сидят в кабинете врача) юмора не понял. Выскочил из кресла и практически вылетел из кабинета.
Но, безусловно, большинство настоящих врачей, а не рвачей, заслуживают самых тёплых слов, ведь занимаются они благородным делом. Что по поводу развития своей сферы думают они?
– Если говорить об отрасли в целом, то сейчас в стоматологию действительно пришло немало случайных людей, – считает один из усинских стоматологов, пожелавший сохранить инкогнито. – Мы таких называем псевдоврачами. Для них желание заработать всегда и во всём является основополагающим. Отсюда и случаи, когда пациента «награждают» витиеватым диагнозом и вынуждают пройти все круги ада, чтобы пролечить самый простой кариес. Для специалиста придумать впечатляющий диагноз – пара пустяков, главное – подать красиво и правдоподобно. Но и пациенты в этом случае тоже виноваты. В том, что плохо информированы, что идут к врачу, когда терпеть уже невмоготу. И часто готовы на всё, лишь бы избавиться от страданий. А на этом недобросовестные представители нашей профессии без зазрения совести наживаются. К тому же нередко в стоматологи подаются врачи, которые даже интернатуру не закончили.
Усинск в этом смысле особый город – здесь все на виду, нашего брата-стоматолога по пальцам можно пересчитать, новые приезжают нечасто, а если появляются – тоже стараются держать марку, глядя на своих более опытных коллег. У каждого стоматолога уже есть «свои» пациенты, авторитет и имя. Несмотря на то, что у нас как-то не принято хвалить коллег из конкурирующих клиник, могу сказать, что большинство усинских дантистов – отличные специалисты. А чтобы не было тех, кто халтурит, больным нужно иметь элементарное представление о беспокоящей их проблеме и расценках на лечение – для этого достаточно позвонить в регистратуру. Может, тогда у псевдоврачей появится ответственность, возникнет желание повысить свою квалификацию, люди перестанут бояться стоматологов, а помощь станет качественней.
Благодаря частному сектору у нас теперь есть свобода выбора лечебного учреждения и способа оплаты лечения. С появлением платных стоматологий удалось, наконец, разгрузить городскую поликлинику и времена, когда в регистратуру стояли километровые очереди, позабыты. Сегодня с записью на приём к дантисту, как и с многообразием методов лечения и расходных материалов, проблем практически нет. Конечно, муниципальная поликлиника не обладает возможностями частных, но и здесь специалисты стараются работать на совесть. К тому же многие врачи городской стоматологии работают и в платных кабинетах, что помогает им в случае необходимости приглашать пациентов на повторный приём… уже в частную стоматологию, где услуг и материалов нужных побольше, условия получше. Правда, цены – подороже… Но сейчас не об этом – каждый в бизнесе выживает, как может. Беда в том, что людям часто бывает трудно разобраться во всём многообразии современных методов лечения и сделать выбор, чем могут пользоваться недобросовестные врачи.
Вот и выходит, словно по Черномырдину: хотели как лучше, а получилось, как всегда – обилие частных кабинетов решило одни проблемы, но породило другие. Нам, пациентам, нужно быть очень осторожными в выборе медицинского заведения и врача. Ведь ещё английский философ и математик Бертран Рассел сказал: «Диагностика достигла таких успехов, что здоровых людей практически не осталось». При этом наши болезни всё те же, что и тысячи лет назад, просто врачи подыскали им более «дорогие» названия.
Татьяна ЧЕРНОБРОВКИНА
Отправить комментарий