Современную жизнь трудно представить без стабильной круглосуточной работы этой многофункциональной отрасли – жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Работники отрасли неустанно заботятся, чтобы в наших жилищах всегда были вода, газ, тепло и свет, чтобы радовали глаз скверы и парки, улицы и дороги, дворы и подъезды. В преддверии профессионального праздника работников ЖКХ предлагаем вашему вниманию интервью "Усинской нови" с Ириной Анищенко, и. о. директора МУ «УЖКХ».
Схема городского жилищного фонда для Ирины Сергеевны, как раскрытая карта для географа. Ещё в советские времена, будучи инженером отдела технического контроля (ОТК) ПСО «Усинскстрой», она вплотную занималась конструктивными элементами жилых зданий и наперечёт знает «изношенные» временем проблемные участки.
– Ирина Сергеевна, как обновляется техническое состояние наших домов?
– Несмотря на то, что были сложные времена, из городского бюджета всегда выделялись средства на содержание и ремонт объектов ЖКХ. За последние годы было капитально отремонтировано более восьмидесяти процентов кровель, в том числе на четырнадцати домах Пионерного, около сорока подвалов жилых зданий.
С 2006 года согласно Жилищному кодексу основная часть затрат на содержание дома ложится на собственников жилья. Тем не менее, муниципалитет приложил все усилия, чтобы попасть в федеральную программу капитального строительства, а значит, получить дополнительные средства. Так, при участии федерального Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства России в прошлом году было освоено более 23 миллионов рублей на ремонт кровель, подвалов, установку общедомовых приборов учёта на тепло-водоснабжение.
В этом году в девяти жилых домах будут проведены капитальные ремонты инженерного оборудования технических подпольев.
В целом на выполнение программы капитального ремонта жилищного фонда Усинска на 2010 год планируется израсходовать порядка 28 миллионов рублей, большая часть из которых – федеральные средства.
– Вы обмолвились о приборах учёта. Не значит ли это, что усинцев ожидает новая волна «сюрпризов», аналогичная счетам по электричеству?
– Общедомовые счётчики за электроэнергию – это первая «ласточка» в государственном реформировании ЖКХ. Мы должны и будем платить за ВСЕ услуги, будь-то вода, свет или тепло также, как приобретаем в магазине хлеб за деньги. Ведь ресурсы жизнеобеспечения – это тоже кем-то произведённый продукт. Однако, учитывая печальный опыт энергетиков, мы пошли более осторожным путём.
По девятнадцати домам, в которых установлены общедомовые приборы учёта, мы намерены вначале провести анализ потребления ресурсов за условный период и определить фактическое потребление. Пора, если не сказать – поздно, научиться беречь и не расходовать без надобности воду, тепло, тот же свет. К примеру, капает из крана или течёт вода в унитазе, горит лампочка в пустой комнате и так далее. Неспроста ведь в некоторых европейских развитых странах воду после купания в ванне не сливают, а используют для других, тех же технических целей (мытьё полов, садового инвентаря и т.д.).
За прошедший со дня установки приборов месяц уже проведён приблизительный анализ, который показывает разное водопотребление в однотипных домах. В тех, где установлены индивидуальные приборы учёта, расход воды гораздо ниже тех, где таковых нет. Счётчики дисциплинируют людей, заставляют считать и разумно экономить воду.
– В таком случае повышается ответственность коммунальщиков за качество продаваемого «товара». Недостаточно горячую воду приходится сливать, а счётчик крутит...
– Разумеется, кроме ответственности ресурсоснабжающих предприятий, возрастают и претензии собственника жилья, причём законные – платить по установленным тарифам за товар соответствующего качества.
Кроме того, квартиросъёмщик вправе и должен требовать от управляющей и обслуживающих компаний, чтобы не было утечки в подвале, чтобы вода была необходимой по нормам чистоты или температуры по отношению к сезонному периоду и так далее.
По аналогии с электроэнергией: расчёт за общедомовое потребление предполагает единую формулу для всех видов ресурсов, утверждённую Правительством РФ. То есть, чем больше потратил дом в целом воды, тем выше коэффициент за общедомовое потребление. Значит, должны выявляться и учитываться все фактически проживаемые граждане. Проще говоря, если человек прописан в квартире один, ему придётся платить и за, например, незарегистрированных квартирантов недобросовестного соседа.
– Ирина Сергеевна, что изменилось с приходом управляющих компаний (УК)?
– Точнее, мне хотелось бы отметить отдельные УК. К примеру, ООО «Фок», где директор Петр Рэйляну. У них в эксплуатации все малосемейки (МЖК), в которых было много нареканий от квартиросъёмщиков по содержанию домов. Так вот, не собирая с жильцов дополнительных денег были, по сути, капитально отремонтированы подвалы и кровли нескольких домов за счёт средств на содержание и текущий ремонт. Стоит отметить и товарищество собственников жилья (ТСЖ) «Наш дом». В нём под умелым руководством Ольги Атрощенко были установлены в домах по Больничному проезду видеокамеры наружного наблюдения.
Другой пример хозяйского подхода УК – ООО «Универсал», где директор Ирина Цыпящук. Они намерены своими профессиональными силами выполнять обслуживание лифтов, не отдавая их «на откуп» другому предприятию. То есть оптимально расходовать деньги квартиросъёмщиков, минуя посредников. И, кроме того, открыть свой расчётно-кассовый центр.
– Работу людей сферы ЖКХ трудно переоценить. Каковы на Ваш взгляд, необходимые качества коммунальщиков?
– Высокий профессионализм, ответственное отношение к делу прежде всего. Это основа хорошего настроения людей, гарантия социальной стабильности и общественного покоя.
Зарплаты коммунальщиков невелики, а труд нелёгок, и считается чаще непрестижным. Молодёжь мести улицу не идёт, но ведь кто-то должен делать эту работу! Дворники, а это в основном пожилые женщины, выходят на смену, когда город ещё спит, и чистят летом бордюры комнатными вениками, зимой долбят лёд тяжёлыми ломами. А что творится возле мусоропроводов? Горы небрежно и мимо люков сваленных бытовых отходов. Подъездные стены вульгарно расписаны в лучшем случае граффити, свежевыкрашенные подоконники прожжены сигаретами, ячейки новых почтовых ящиков зияют пустыми глазницами. Результат – выброшенные на ветер деньги, затраченные на необходимый ремонт и содержание конкретного дома из кошелька, между прочим, самих проживающих.
Далеко не все горожане помнят прекрасное изречение из притчи Сент-Экзюпери про Маленького Принца: «Умылся сам – прибери свою планету». В эту цитату входит вся наша общая работа по наведению порядка своей «планеты»: квартиры, дома, города. Необходимо учиться культуре общежития, уважать чужой труд, а в современных условиях тем более. Ведь самая высокая награда для всех работников жилищно-коммунальной сферы – это благодарность и признательность людей, которых мы обслуживаем.
– Спасибо за интервью, и с праздником!
Наталья ОСОКИНА-СЕДОВА
Отправить комментарий