Работа управляющих компаний должна быть прозрачной. Жители домов вправе получать полную и достоверную информацию о деятельности обслуживающих организаций, чтобы судить о полноте, эффективности и рациональности использования средств, поступающих на счета УК от платежей населения. Эти очевидные «истины» были озвучены на встрече руководства группы управляющих компаний «Универсал» с жителями домов, обслуживание которых находится в их ведении.
На встрече также присутствовали председатель Совета МО ГО «Усинск» Сергей Кажаев, его заместитель Николай Кулябов, а также Владимир Нестеренко – депутат Совета города по избирательному округу №3, в который входят дома, обслуживаемые ГУК «Универсал». Народные избранники принимали активное участие в развернувшейся дискуссии и отвечали на вопросы, касающиеся формирования тарифов, квартплаты, решений, принимаемых на уровне муниципального образования.
Кроме отчёта о деятельности УК, встреча преследовала ещё ряд целей. Во-первых, обсудить с жителями домов, вошедших в адресную программу по проведению капитального ремонта, в частности дома № 1 по ул. Комсомольской, виды работ, которые необходимо выполнить в первую очередь – либо произвести замену систем электрохозяйства (установить внутриподъездные счётчики, заменить проводку, установить антивандальные светильники и др.), либо сделать капитальный ремонт в подвале, либо произвести ремонт кровли и чердачных помещений. Во-вторых, разъяснить населению, с какой целью был создан новый расчётно-кассовый центр «Содружество». В-третьих, рассказать о том, какая работа ведётся обслуживающими организациями с должниками по квартплате.
Представителям УК долго не удавалось настроить собравшихся на конструктивный лад. У людей, что называется, «накипело», поэтому в адрес коммунальщиков прозвучало немало критических замечаний. Первое касалось оргмомента – объявления о встрече были развешены лишь накануне вечером, поэтому далеко не все желающие смогли прийти и кворума (50 процентов собственников жилья) для принятия каких-либо решений попросту не было. В связи с этим выдвигались даже предложения перенести встречу. Однако, здраво рассудив, собравшиеся сошлись на том, что собрание следует провести, а его итоги довести до сведения всех жильцов в письменном виде. Проголосовать же за виды ремонтных работ люди смогут, заполнив анкеты, которые будут доставлены в каждую квартиру.
Говоря о целесообразности создания РКЦ «Содружество», его директор и одновременно гендиректор ГУК «Универсал» Ирина Цыпящук отметила, что благодаря собственному центру удастся отказаться от услуг УГИЦ. Для жильцов домов, обслуживаемых названной группой управляющих компаний (14 домов), это обернётся снижением квартплаты с июля текущего года на 5 процентов.
Пользуясь присутствием на встрече депутатов, жильцы подняли ряд вопросов, касающихся жилищно-коммунального хозяйства городского округа в целом.
– В Сыктывкаре весь жилфонд обслуживают 6 управляющих компаний, – заметила жительница дома №1 по ул. Комсомольской, – а в Усинске, где нет и 60-и тысяч населения, действуют больше 30-и. Для чего столько? Раньше всё было понятно: «Жилкомхоз» обслуживал весь город, в каждом микрорайоне были ЖЭУ, мы знали, кто за что отвечает. Сегодня управляющие компании «плодятся» как грибы после дождя, а элементарной работы не видно, даже тротуары зимой и те чистятся из рук вон плохо.
– То, что количество УК в Усинске больше, чем необходимо, очевидно, – сказал Владимир Нестеренко. – Именно поэтому сейчас на уровне главы муниципального образования решается вопрос о сокращении числа обслуживающих организаций. Будет это сделано для того, чтобы улучшить качество выполнения работ и оптимизировать расходы, которые идут на содержание самих управляющих компаний. Однако не следует огульно обвинять все УК в бездеятельности – есть среди них и те, которые ответственно подходят к делу. Дать объективную оценку работе коммунальщиков могут только сами жители на общем собрании после заслушивания детального отчёта. Для чего, собственно, мы сегодня и собрались.
Что касается предоставленного отчёта, то, как заметили жильцы, ознакомившись с полученными распечатками, в нём невозможно увидеть распределение и движение средств – есть лишь список проделанных работ. А оценить, во что, например, обошлась установка бордюров и перил, сколько стоило озеленение, невозможно – количество денег, полученных УК от населения и реально потраченных на обслуживание жилфонда, в отчёте не видно. В ответ на это руководители УК пообещали, что финансовый отчёт будет размещён на стендах, которые есть в каждом доме, и желающие смогут увидеть всю интересующую информацию. «Скрывать нам нечего, – заявила Ирина Цыпящук, – мы стремимся, чтобы наша работа была максимально прозрачна и понятна населению».
Среди рекомендаций, высказанных сотрудниками управляющей компании, было предложение в каждом доме выбрать старших по подъезду и создать таким образом некое «домоуправление», чтобы сотрудники УК могли более тесно работать с жильцами, более оперативно реагировать на пожелания жильцов. Это позволило бы и эффективнее работать с должниками по квартплате, долги которых так или иначе ложатся на плечи управляющей компании, которая вынуждена за них расплачиваться с поставщиками услуг из собственных средств.
Ещё одно предложение поступило от самих жильцов – на базе дома создать товарищество собственников жилья, чтобы иметь возможность контролировать, как расходуются деньги, которые люди ежемесячно вносят на оплату тарифа по текущему ремонту и обслуживанию жилищного фонда. А это – почти 40 процентов от общей суммы квартплаты.
Отвечая на вопросы, касающиеся новой методики расчётов за общедомовое энергопотребление, Сергей Кажаев сказал:
– В свете того, что сегодня в Усинске не каждая квартира оборудована исправно действующими приборами учёта электроэнергии, и даже не в каждом доме установлен общедомовой счётчик, утверждённая формула расчётов выглядит несправедливо. Сейчас жильцы, в чьих квартирах установлены счётчики, платят на порядок больше, чем люди, у которых прибора учёта либо нет, либо он неисправен. Последние рассчитываются по нормативу, который значительно ниже, чем реальное потребление электроэнергии. Поэтому сегодня выход один: увеличить нормативы энергопотребления и тем самым стимулировать людей устанавливать счётчики. Но это – прерогатива не местных властей, а республиканской службы по тарифам, которая может пересматривать нормативы раз в три года. Всё, что зависело от депутатов и горадминистрации в этом отношении, сделано – наша инициатива доведена до сведения Правительства и Главы Республики Коми. Ждём их решения. Ещё одна проблема в том, что мы не можем обязать жильцов, которые платят «по-среднему», установить приборы учёта. Не можем мы применить к ним и какие-либо санкции – закон это запрещает. И вот здесь, если бы люди объединились в ТСЖ, помогло бы решение общего собрания жильцов, которое обязательно для выполнения всеми, кто живёт в домах, управляемых ТСЖ. Если говорить о тарифах на тепло и воду, которые в общем объёме платежей составляют почти 60 процентов, они устанавливаются республикой. Тарифы на электроэнергию и газ утверждаются на уровне федерации. Естественно, на их рост или снижение мы на местном уровне повлиять не можем.
– При этом Советом города было принято решение о дотировании из местного бюджета расходов населения, – продолжил Николай Кулябов, – в результате чего в 2010 году удалось не допустить повышения квартплаты более чем на 10 процентов (планировалось на 25-30). Кстати говоря, подобное дотирование оказывается уже второй год.
Ситуация по оплате за электроэнергию, как подчеркнул Сергей Кажаев, постоянно держится на контроле депутатами Совета города. Решение проблемы движется, но крайне медленно. И в немалой степени из-за низкой активности населения: несмотря на то, что весь город возмущён сложившейся ситуацией, людей, обратившихся в суд или прокуратуру, не наберётся и десятка.
Обсуждались на встрече и другие вопросы.
– Инициатива депутатов по проведению открытого собрания с жильцами себя оправдала, – отметила в завершение встречи И. Цыпящук. – Именно так можно понять настроение людей, какие проблемы их волнуют, как они оценивают работу управляющей компании. Думаю, и впредь отчитываться перед населением будем в такой форме, причём не раз в год, а ежеквартально.
Кстати, большинство руководителей усинских УК склоняются к тому, чтобы отчёты о своей деятельности предоставлять жильцам на общих собраниях, а не в заочной форме – именно тогда можно будет наладить диалог между коммунальщиками и населением, а работу управляющих компаний сделать по-настоящему открытой и результативной.
Татьяна ЧЕРНОБРОВКИНА
Отправить комментарий