Ежегодно жители населённых пунктов Усинского района, расположенных на берегах Усы и Печоры, в той или иной степени терпят ущерб от половодья. Вот и в этом году главный метеоролог Коми, начальник республиканского Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Олег Козел на заседании региональной комиссии по чрезвычайным ситуациям предупредил население о возможной опасности, которая грозит в связи с предстоящим паводком.
По предварительным данным начало ледохода на реках Коми ожидается в обычные сроки, может быть, – с задержкой на неделю. В первых числах мая откроются Вычегда, Ижма, Сысола, Мезень, чуть позже – Вымь, Печора и затем Уса. Пик весеннего половодья на южных реках ожидается к концу второй началу третьей декад мая. В большинстве районов уровень воды в реках ожидается в пределах нормы, возможно, лишь с некоторым превышением средних многолетних значений на 30-70 сантиметров. Однако в бассейне реки Усы снега выпало на 20 процентов больше, чем обычно, поэтому уровень воды в ней превысит норму примерно на один метр.
Половодье нынче грозит не только сёлам, но и городу. Последние три года улицы Усинска достаточно безболезненно и быстро освобождались от талой воды. Этого удавалось достичь во многом благодаря активной работе управляющих компаний по вывозу накопленного за зиму снега за пределы жилой зоны. Соответствующие работы ведутся и сейчас. Только вот справится ли с объёмами талой воды ливневая канализация города?
Как сообщила исполняющая обязанности руководителя Управления жилищно-коммунального хозяйства Ирина Анищенко, по ряду причин, главная из которых – отсутствие в бюджете денег, на усинской «ливнёвке» осенью не были проведены плановые профилактические работы.
Городская ливневая канализация строилась вместе с дорогами города в 70-х годах. Но в отличие от дорожного полотна она не обновлялась.
Начиная с 2002 года, в связи с дефицитом бюджета в Усинске были прекращены все работы, связанные с обслуживанием «ливнёвки». Только в 2007-2008 годах муниципалитет на капремонт дренажной системы деньги всё-таки нашёл. Благодаря этому были прочищены дождеприёмные колодцы, а люки и решётки этих колодцев выведены вровень с дорожным полотном.
Наибольший фронт работ был проделан на ул. Пионерской, где каждую весну образовывалось необъятное «озеро», доставлявшее массу неприятностей и пешеходам, и водителям авто, и коммунальщикам.
– О «ливнёвке» на Пионерской мы на тот момент не знали ровным счётом ничего, – рассказывает Ирина Сергеевна. – У нас на руках была схема её расположения, на местности были видны дождеприёмники, но что внутри – никто не знал, всё было забито мусором и грязью. Поэтому работы по расчистке сточной системы этой улицы были выставлены на муниципальный конкурс. Подрядчик нашёлся в Краснодаре. Бригада приехала сюда со своей техникой и оборудованием, достаточно быстро, качественно и недорого выполнила условия муниципального контракта. В результате выяснилось, что «ливнёвка», функционирует, коллекторы находятся в рабочем состоянии, от дождеприёмников до коллекторов есть трубопроводное соединение. Но был обнаружен разлом, который в 2007 году перед асфальтированием дорожного полотна на ул. Пионерской был устранён.
В целом, по словам И. Анищенко, в городе нет необходимости менять систему труб ливневой канализации. Однако она нуждаются в регулярной профилактике. Ведь колодцы и трубы постоянно забиваются, заиливаются. Например, весной через «ливнёвку» уходит песок, которым посыпают дороги зимой. После ремонта на той же ул. Пионерской два года дорога была практически сухой, но сегодня из дождеприёмных колодцев снова необходимо откачивать грязь. Это касается и некоторых других участков города. Кроме прочих работ, местами необходимо заделать и швы между кольцами железобетонных труб. С годами эти соединения разрушились, отчего идёт дополнительное заиливание и засорение дренажной системы.
– В принципе, в этом и заключается суть работы по обслуживанию и поддержанию дренажной системы города в нормальном состоянии, – подытожила Ирина Анищенко. – К сожалению, пока на выполнение таких работ претендентов не нашлось, аукцион, который был объявлен месяц назад, не состоялся. Будем повторно выставлять этот лот на муниципальные торги. Сегодня мы ищем подрядную организацию, которая могла бы оперативно обнаруживать и устранять недостатки в работе «ливнёвки».
Сложность в поиске сервисной организации заключается в том, что заниматься этим довольно непростым делом могут только опытные работники при помощи спецтехники – продавочной машины, которая специальным снарядом прочищает систему.
Выполнять муниципальный контракт по обслуживанию ливневой канализации могло бы ООО «Авторемсервис», которое, кстати, занимается обслуживанием городской дорожной сети. Но ввиду отсутствия техники этот вопрос остаётся открытым. Оборудование, которым владеет муниципалитет, находится в аренде у ООО «Водоканал-Сервис» – предприятию оно необходимо для прочистки бытовой канализации. Машина старенькая, её берегут, поэтому и условия субаренды довольно жёсткие.
Если бы не пришлось сокращать статьи бюджетных расходов, то, как утверждает Ирина Анищенко, сегодня был бы уже решён вопрос и с внутридворовой дренажной канализацией. Сейчас дворовая «ливнёвка», которая сетью трубопроводов соединяется с общегородской, закреплена за управляющими компаниями. Однако её обслуживание не предусмотрено в тарифе по текущему ремонту и обслуживанию жилья. Следовательно – и не делается.
– В определённой степени управляющие компании правы, – говорит Ирина Сергеевна, – хотя при желании они могли бы найти средства. Ведь это не так дорого, допустим, раз в сезон откачать воду из колодцев во дворах. Тем не менее, дренажная система там не ремонтировалась с момента её появления, а некоторые люки колодцев давно «похоронены» под асфальтом и чтобы найти их, нужно привлекать специалистов.
Воодушевлённые успехами по ремонту «ливнёвки» в 2007-2008 годах, мы заложили в комплексную муниципальную программу по развитию ЖКХ поэтапное восстановление внутриквартальной дренажной системы. Это и сегодня остаётся в планах, но, увы, откладывается на неопределённый период.
Агния КАРАВАЕВА
Отправить комментарий