Тарифы на ЖКХ в скором времени во всех муниципальных образованиях, в которых был выявлен рост платежей, будут возвращены на прежний уровень, доложил вице-премьер Дмитрий Козак президенту на встрече в Сочи. «Уже в апреле люди получат счета с меньшими суммами за ЖКХ, – заверил Козак. Эту фразу цитируют все СМИ несколько дней, и многие плательщики ЖКУ ожидают каких-либо изменений, особенно в Усинске – городке, жильцов которого очень волнуют размеры тарифов. «Усинка» решила выяснить, проверяли ли у нас тарифы на законность, есть ли нарушения и кто устанавливает цены? Для этого мы обратились к и.о. директора МУ «Управление ЖКХ» Ирине Анищенко.
– Мониторинг тарифов наше управление осуществляет с прошлого года, – говорит Ирина Сергеевна. – В своё время от жителей города было обращение к президенту России с утверждением о том, что в Усинске – самые высокие тарифы на ЖКУ и ресурсы. Чтобы проверить, так ли это, был проведён мониторинг по распоряжению главы администрации, в результате которого выяснилось, что в нашем МО отнюдь не самые высокие тарифы, а квартплата – средняя по республике. В этом году мы тоже сделали сравнительный анализ тарифов.
– На республиканском уровне есть механизмы сдерживания роста тарифов? В каких городах РК больше всего увеличились цены на услуги ЖКХ?
– Приказом Службы РК по тарифам от 9 октября 2009 года № 88/1 были установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов. Самый высокий индекс на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Воркуте – 140% (т.е. при согласовании с органами местного управления цены на указанные услуги могут повыситься до 40%), в остальных городах республики – 111,3%. Кстати, усинскому «Водоканал-Сервису» требовалось в этом году повысить тариф более чем на 11,3 процента, но нормативным актом запрещено это делать, хотя по факту предприятие работает в убыток.
Предельные максимальные индексы изменения размера платы за отопление наиболее высокие в Воркуте, Усинске и Сыктывкаре – 142, 125 и 119 процентов соответственно. В остальных городах республики – 113%. Что касается изменения платы граждан за жилое помещение, то в Воркуте, Инте и Усинске предельный индекс составляет 120%, в остальных городах республики – 111,3%.
– Как при таких предельных индексах удаётся удержать уровень квартплаты в Усинске на среднем уровне по республике? Существуют какие-то механизмы сдерживания роста тарифов на муниципальном уровне?
– Прежде всего, возмещение предприятиям ЖКХ из бюджета города разницы между экономически обоснованным тарифом и действующим для населения в виде дотаций. Например, тариф на тепловую энергию повысился на 25% (предельный индекс – 125%), но благодаря выделяемым субсидиям из горбюджета для населения рост составил 17,6%. За содержание и ремонт жилого фонда установлен тариф – 21,60 руб. за кв. метр. А усинцы платят 20,39 руб. Разницу в 1,21 руб. за квадратный метр возмещает городской бюджет управляющим компаниям, так как им в этом году были переданы на обслуживание внутридомовые теплообменники, которые раньше были на балансе у ресурсоснабжающих организаций.
В других городах выпадающие доходы предприятиям ЖКХ также могут компенсироваться из местного бюджета. Кроме этого, в больших городах бывает несколько поставщиков услуг и цены могут разниться. В Сыктывкаре, например, за водоснабжение платят от 16,27 до 42,44 руб. за кубометр. А в Ухте на содержание и ремонт жилого имущества утверждён свой тариф в каждом многоквартирном доме.
– А кто устанавливает эти тарифы в Ухте? В Усинске эта система применима?
– Конечно, применима. Согласно Жилищному кодексу тариф на содержание и ремонт устанавливается собранием собственников жилья. В Усинске управляющие компании, поскольку жильцы не проголосовали за повышение и установление тарифа (и никогда не голосуют), приняли экономически обоснованный тариф для муниципального жилого фонда, который был утверждён постановлением главы администрации. Поэтому сегодняшний единый размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов – результат безразличия жильцов к управлению своим домом.
Тариф на газ, тепловую и электрическую энергию устанавливает служба по тарифам РК, а на водоснабжение и водоотведение – органы местного самоуправления. Происходит это следующим образом: ресурсоснабжающее предприятие предоставляет производственную программу в администрацию города или Службу по тарифам РК со всеми экономическими «выкладками», где им и рассчитывают тариф. При расчёте тарифов учитывается рост цен на энергоносители, увеличение ставок оплаты труда для работников соответствующих отраслей ЖКХ, рост цен на ГСМ, строительные материалы, услуги сторонних организаций по обслуживанию оборудования и другие объективные причины.
– Проверяется ли достоверность предоставленных сведений?
– Раньше «Управлению ЖКХ» ресурсоснабжающие организации предоставляли производственные программы, в которых присутствуют только объёмные показатели, финансовые затраты мы не проверяли, не контролировали и не можем этого делать. На 2010 год мы ничего не согласовывали, т.к. законодательство позволяет предприятиям направлять в службу по тарифам документы без согласования с администрацией муниципалитета. В службе по тарифам РК проверяют достоверность предоставляемых сведений и при необходимости могут запросить дополнительные документы.
Сергей ПАНЁВ
Отправить комментарий