Берём управление домом в свои руки?

9 апреля 2010 - 13:06

1 апреля управляющая компания «КомиТехСтрой» устроила праздник для жителей общежития № 6. За один день в спешном порядке выполнила столько ремонтных работ, сколько не было сделано за три года управления. «Виновником» такой спешки скорее всего стал глава города Александр Тян, который вечером этого же дня принял участие в собрании нанимателей и собственников жилья, проходившем в присутствии самих управленцев, представителей администрации, и.о. директора МУ «УЖКХ» Ирины Анищенко. К намеченному собранию с участием высокопоставленных лиц городской власти работники УК действительно постарались – стеклили окна, «подколачивали» двери, намывали коридоры. Упасть в грязь лицом управленцам явно не хотелось.

УЧЁТ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

Сначала жильцы общежития озвучили проблемы, связанные с оплатой за потребление электроэнергии. Один мужчина показал свой счёт на оплату электричества и спросил, как физически возможно потреблять электроэнергию на сумму больше двух тысяч рублей в месяц в небольшой комнате?

– Когда установлен общедомовой счётчик на вводе электросети в дом, как в вашем случае, – объяснил директор ООО «КомиТехСтрой» Александр Аверкиев, – за основу расчёта берутся его показания. Из них высчитывается: 1,5 тысячи киловатт на нужды управляющей компании, показания индивидуальных приборов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также показания индивидуальных электросчётчиков граждан, к которым прибавляется по семь киловатт за пользование электроэнергией в местах общего пользования на каждого зарегистрированного. Оставшиеся киловатт/часы делятся на всех прописанных жильцов.

Если в вашей комнате зарегистрировано пять человек, то счета за электричество не изменятся. Другого механизма расчётов нет, и я не могу изменить закон. Единственное, что управляющая компания для вас может сделать, уже сделано – мы купили двухтарифный счётчик на ввод и скоро его установим взамен старого. В пятом общежитии учёт электроэнергии уже ведётся с помощью двухтарифного счётчика, так же будет и в остальных.

Несмотря на аргументированный ответ жильцы всё равно высказали своё недоверие к данной системе расчёта. Во-первых, показания общедомового счётчика снимают представители УК самостоятельно. Во-вторых, ранее Александр Аверкиев отказал в письменном виде жильцам в том, чтобы они присутствовали при снятии показаний общедомового прибора учёта, объяснив это отсутствием у них класса допуска по электричеству. Неужели закон не позволяет?

Закон есть закон, но есть и реалии жизни, как сказали собравшиеся, – где справедливость закона, когда жильцы, установившие индивидуальные электросчётчики, переносят личные электроплиты, стиральные машинки в общие помещения, и теперь их затраты распределяют на всех. Директор УК чётко объяснил, что этим людям при расчёте к показаниям индивидуальных счётчиков прибавляется 7 кВ на каждого зарегистрированного в комнате за пользование электроэнергией в местах общего пользования. Но эта цифра не смешная даже для 1 апреля. Одна лампочка в 60 ватт потребляет в среднем за месяц энергии – 14,4 кВ (60ватт х 8часов х 30 дней). А что говорить об электроплитах и стиральных машинках?

– Ещё одна проблема при установке индивидуальных счётчиков, – говорит Алла Заборникова, житель общежития № 6, обращаясь к представителям управляющей компании, – смежные с другими комнатами розетки. Если мы устанавливаем счётчики, как определить, кто и сколько потратил электроэнергии? И таких спорных вопросов у нас много. Почему вы сваливаете всё на закон, а не ищете решения проблем? По закону я должна оплачивать энергию соседа? Конечно, управляющая компания предлагает установить всем индивидуальные приборы учёта электроэнергии. Но в общежитии, по прайсу управляющей компании, это «удовольствие» может обойтись до 12 000 рублей, т.к. при этом чаще всего необходимо менять и всю проводку.

НЕОБХОДИМ ПЕРЕСЧЁТ ТАРИФА

На собрании жители подняли тему завышенных, по их мнению, тарифов на содержание и ремонт общедомового имущества.

– Тариф на содержание и текущий ремонт общего имущества в общежитиях был рассчитан в 2006 году «Коми республиканским Центром по информации и индексации в строительстве», – рассказала после собрания Ирина Сергеевна. – Сейчас размер тарифа составляет 55,15 рубля за кв. метр. Если комната относится к государственному или муниципальному жилому фонду, плата для нанимателей за жилищные услуги составляет 18,72 рубля за кв. метр в месяц, а остальные 36,43 рубля управляющей компании компенсирует городской бюджет. А в приватизированном жилье люди вынуждены оплачивать жилуслуги уже в полном размере, т.е. 55,15 рубля за кв. метр жилой площади. Хотя в благоустроенных домах тариф составляет как для муниципального, так и для собственного жилья –20,39 рубля за кв. метр с общей площади квартиры. Если пересчитать тариф на жилую площадь (только комнаты) благоустроенных квартир, то получится 33,98 рубля за кв. метр. Уберите из тарифа для общежитий затраты на вахтёров и получатся практически равные цифры с тарифом в многоквартирных жилых домах (МЖД).

Почему такая разница, и что в тарифе можно назвать «лишними» тратами, «Усинская новь» выясняла два года назад на основе выполненных «Коми республиканским центром по индексации и информации в строительстве» расчётов годовых затрат по содержанию и ремонту жилых помещений (и мест общего пользования).

Тогда выяснилось, что в общежитиях площадь мест общего пользования значительно больше, чем в МЖД. 16 и 29% от общей площади жилых помещений соответственно в МЖД и общежитиях. Поэтому «затраты на ремонт инженерного оборудования общего имущества в многоквартирном доме» в общежитии 9,87 руб. за кв. метр – примерно в два раза больше, чем в МЖД. Но сегодня уже другая ситуация.

– В общежитиях требуется пересчёт тарифа на содержание и ремонт общего имущества, – говорит Людмила Зименко, житель общежития № 6. – Когда рассчитывался тариф, к общей площади мест общего пользования относились гладильные, красные уголки и другие помещения, которые уже несколько лет переведены в жилой фонд.

Жильцы требовали пересмотра размера тарифа ещё и потому, что были недовольны работой вахтёров и комендантов.

– В обязанности вахтёра теперь входит уборка коридоров, – говорит Зоя Уманская, житель общежития № 6. – Из 24 часов дежурства большую часть времени они на уборке. Их практически не бывает на месте. Зачем тогда нужен вахтёр? Если бы вахтёр, как было раньше, записывал в журнал всех посторонних, кто приходит в общежитие, и следил за порядком, тогда мы согласны платить за его содержание.

Действительно, в тариф на содержание и ремонт общежитий входят затраты на уборку лестничных клеток – 5,77 руб. за кв. м и содержание вахтёров – 15,67 рубля с квадратного метра, которые идут на зарплату «сторожевой охране». Есть над чем поразмыслить? А ведь в современном мире вахтёр в подъезде – это уже роскошь элитного жилья. Если вахтёр даже не проверяет паспорта посетителей и не следит за тем, кто «чужой» проник в общежитие, тогда, действительно, зачем он нужен? На этот вопрос отвечать только самим жильцам. Как и на вопрос о необходимости содержания комендантов. В тариф входят затраты на административно-управленческий персонал в общежитии – 7,08 рубля на кв. метр. В них и заложены, среди прочих, средства на зарплату комендантам.

В итоге самые высокие затраты для жильцов приватизированных комнат общежитий – это содержание вахтёров и комендантов. Кстати, штатное расписание этих работников не сходится с заложенными в тариф. Во-первых, на момент расчёта в 2006 году в общежитиях были предусмотрены 83 штатные единицы вахтёров при круглосуточном режиме работы и девять комендантов на 14 общежитий. Сейчас в 12 общежитиях работают 54 вахтёра и четыре коменданта.

– Коменданты нам совершенно не нужны, – говорит Алла Заборникова. – Управляющая компания должна реорганизовать штатное расписание, потому что функции коменданта не понятны жителям. Что он здесь делает? Вместо него лучше взять на работу мастеров, которые будут регулярно проводить технический осмотр зданий и следить за порядком. Это же касается и вахтёров. За что платим – неизвестно. Если бы управляющая компания предоставляла нам подробные планы работ и отчёты о своей деятельности, мы бы так не возмущались. Мы просто не видим, куда уходят наши деньги, управляющая компания перед нами не отчитывается!

ПУТИ РЕШЕНИЯ

Многие участники собрания были откровенно на взводе, и всё могло бы закончиться «перепалкой» с криками, если бы не вмешался Александр Тян. Глава города предложил жильцам собраться ещё раз, и уже запротоколировав, всё решить.

– Если вас устраивает управляющая компания – работаем, не устраивает – принимать решение вам, – обратился к жильцам общежития Александр Романович. – Управляющая компания, в свою очередь, должна подготовить свои предложения по повышению качества обслуживания и провести мероприятия по снижению тарифов на ЖКУ. Во взаимодействии с управляющей компанией, вам, уважаемые жильцы, необходимо добиваться, чтобы качество обслуживания соответствовало его стоимости. И если будет от вас в этом направлении исходить здоровая инициатива, всегда готов вас поддержать.

В разговоре Александр Тян обратил внимание на то, что в Усинске уже есть положительные примеры активного участия жильцов в управлении своим домом и конструктивной совместной работы с управляющими компаниями. Люди собираются и сами решают, как и что должна делать управляющая компания. Многие собственники жилья до сих пор не ощущают своей ключевой роли в управлении домом, и что конечное решение всегда за ними.

БУДЕТ ЛИ ОТЧЁТ?

На собрании Александр Аверкиев пообещал, что управаляющая компания возглавляемая им, подробно отчитается о своей деятельности. Для чего любой сможет подойти к директору в приёмные часы. А пока дал два листка бумаги с отчётом о поступивших средствах на счёт УК и затраченных на эксплуатацию в 2009 году. Поступления на счёт УК с учётом дотаций горбюджета в общежитии № 6 составили 1 660 987,69 рубля, а израсходовано – 1 881 257,84 рубля, часть средств УК осталась должна подрядным организациям. Отчёт, конечно сложно назвать «прозрачным», и вопросы возникают уже исходя из предоставленных цифр. Например, в статье расходов «Услуги УГиЦ» за год указана сумма в 83 049,38 рубля? Получается, жильцы платят около 5% от поступивших средств за начисление квартплаты и прочие услуги? Может, собственникам и нанимателям жилья проще договориться с УК, чтобы та самостоятельно осуществляла расчёты? В любом случае, выход один, – организовать собрание жильцов, по пунктам разобраться, как жить дальше, и сообщить своё решение управленцам. Иначе смеяться уже будет не над чем.

Сергей ПАНЁВ

Отправить комментарий