Восстановление в судебном порядке нарушенных жилищных прав

26 мая 2011 - 09:02

Прокуратура Республики Коми продолжает вести разъяснительную работу среди населения по вопросам восстановления нарушенных жилищных прав, в том числе прав на своевременное и качественное оказание жилищно-коммунальных услуг. С этой целью размещена информация, призванная помочь жильцам самостоятельно рассчитать суммы оплаты за предоставленные услуги.

Помимо этого, в тексте разъяснения имеются ссылки на образцы исковых заявлений в суд с требованием осуществить перерасчет оплаты за жилищно-коммунальные услуги (в том числе произведенной управляющими компаниями с учетом так называемых корректировок) и возложении на управляющую компанию обязанности выполнить работы по ремонту и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Работа по правовому просвещению населения в сфере применения жилищного законодательства будет продолжена прокуратурой Республики Коми и в дальнейшем.

***

В силу ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Дальнейшая регламентация данных норм нашла свое закрепление в постановлении Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила).

Указанными Правилами утверждены формулы определения размера платы за коммунальные услуги при наличии (либо отсутствии) коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета и ее корректировки, по которым может быть рассчитана плата за конкретные коммунальные услуги, за конкретный период. Формулы можно просмотреть здесь.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В иных случаях, граждане вправе самостоятельно обратиться в суд с исковым заявлением, оформленным в соответствии с требованиями ст.ст.131-132 ГПК РФ:

Исковое заявление подается в суд в письменной форме.

В исковом заявлении должны быть указаны (ст. 131 ГПК РФ):

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.

Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

К исковому заявлению прилагаются (ст. 132 ГПК РФ):

его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;

документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;

текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;

доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;

расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

Образцы исковых заявлений в суд размещены здесь.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила).

В соответствии с п.10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; и т.д.

В соответствии с п. 1.8. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом (организацию эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, все виды работы с нанимателями и арендаторами), техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий (техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное, осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт, капитальный ремонт), санитарное содержание (уборка мест общего пользования, уборка мест придомовой территории, уход за зелеными насаждениями). техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом (организацию эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, все виды работы с нанимателями и арендаторами), техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий (техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное, осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт, капитальный ремонт), санитарное содержание (уборка мест общего пользования, уборка мест придомовой территории, уход за зелеными насаждениями).

Указанное постановление содержит перечень работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также сроки их исполнения.

0

Глазам своим не верю!!!!
Не уж то прокуратура повернулась к людям лицом, ввиду кабальных тарифов на ЖКХ?! Вот сейчас то и всплывет постановление АРТ №220 о перерасчете ком услуг, вместе с письмом от Водоканала Назирову, из за которых людям перестали проводить перерасчеты за временное их отсутствие в Усинске

0

Прокуратура не повернулась лицом к народу,а её повернули
если не лицом,то боком.Напомню:прокуратура обязана пресе
кать любые нарушения закона от кого бы они не происходи
ли- даже от ЖКХ.Наверху наверное,обратили внимание,что электорат хренет от миллирдных хищений в ЖКХ.

0

«13-я квитанция» больше не грозит россиянам: премьер Владимир Путин утвердил новые правила предоставления коммунальных услуг, в которых исключена возможность корректировки платы, если отсутствует общедомовой прибор учета. В правила также не попала стимулирующая норма, по которой жители квартир, не оборудованных счетчиками, должны платить больше тех, у кого они есть.

Правительство РФ утвердило новые правила предоставления коммунальных услуг взамен тех, что действовали с 2006 года: теперь взаимоотношения ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и жителей будут регулироваться этим документом. Одно из главных изменений по сравнению с предыдущей редакцией, которое коснется всех петербуржцев, – это исключение нормы, по которой коммунальщики могли проводить корректировку платы за коммунальные услуги и выставлять «13-е квитанции» в домах, не оборудованных общими приборами учета. Отметим: о том, что такое решение может быть принято, «Фонтанка» говорила еще несколько месяцев назад.

Для того, чтобы понять, что именно изменилось по сравнению с предыдущей редакцией правил, нужно иметь в виду следующее. В принципе, сама по себе необходимость корректировки логично вытекает из специфики предоставления коммунальных услуг в России. Как правило, большинство квартир еще не оборудованы индивидуальными приборами учета, за исключением счетчиков на электроэнергию. Поэтому в течение года граждане в основном платят по нормативу. Однако норматив – величина весьма условная и далеко не всегда соответствует реальному потреблению. Именно поэтому чиновники предложили раз в год сравнивать суммы, которые жители заплатили по нормативу, с реальным потреблением. Если оно оказывается больше, то собственники квартиры должны доплатить, если меньше – то уже жителям нужно вернуть деньги.

Именно такая концепция была заложена в старую редакцию правил. Однако на практике все оказалось не так просто. В домах, которые не оборудованы общим прибором учета, не так просто вычислить, какое количество ресурса в реальности поступило в дом. Особенно это касается тепловой энергии: компании, вроде ГУП «ТЭК» или «Теплосети», могут с точностью сказать только одно – сколько тепловой энергии вышло из котельной (поэтому самые большие споры вызывал перерасчет платы за отопление, который коммунальщики проводили наиболее активно по всей стране). Для определения того количества, которое в итоге пришло к жильцам, применяются различные сложные расчеты, однако, как говорят эксперты, они далеко не всегда могут быть точными. Именно поэтому при проведении перерасчета коммунальщики оперируют не реальной величиной, а определенной чисто математическим путем, что дискредитирует само понятие «корректировки».

Совсем иная ситуация с домами, которые оборудованы общими приборами учета. Здесь определить реальное потребление гораздо проще – нужно только снять показания счетчика, а затем сравнить эти цифры с тем, как жильцы платили по нормативам.

Противоречивость старой редакции правил отмечали не только эксперты. Как уже рассказывала «Фонтанка», начиная с 2006 года в арбитражных судах различных регионов России неоднократно рассматривались дела по «13-й квитанции», и по искам управляющих компаний к энергетикам. В итоге в июле 2010 года Президиум Высшего арбитражного суда РФ резюмировал сложившуюся судебную практику и в постановлении №2380/10 от 15 июля 2010 года четко указал: вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных нормативов – и только.

То же самое сказано и в новой редакции правил предоставления коммунальных услуг, подписанной Владимиром Путиным: теперь у коммунальщиков нет никакого права проводить корректировку в домах без общих счетчиков. Между тем, по статистике, в Петербурге общие счетчики на отопление установлены лишь в 62% всех домов, на холодную воду – почти во всех (всего в нашем городе насчитывается порядка 22 тысяч жилых зданий).

Возможность корректировки сохранена лишь для домов, в которых установлены общие приборы учета, и то – это можно будет сделать лишь там, где индивидуальные счетчики стоят более чем в 50% всех жилых и нежилых помещений. На практике же это будет означать, что в ближайшей перспективе корректировка платы за отопление, которая возмутила горожан в декабре 2010 года, будет невозможна технически: как говорят эксперты, установить счетчики на отопление в квартиры можно только в новых домах или после капитального ремонта – в остальных случаях состояние наших инженерных сетей практически не позволяет сделать этого.

Любопытно, что впервые правила в этой редакции были опубликованы на сайте Минрегиона в конце ноября, то есть как раз тогда, когда городские коммунальщики, с подачи властей, как раз и начисляли ту самую «13-ю квитанцию». Однако перспектива отмены соответствующей нормы не остановила их. Не остановила и сложившаяся судебная практика.

Отметим также, что в итоговый вариант правил не вошла норма, по которой жители квартир, не оборудованных индивидуальными счетчиками, должны были платить больше тех, у кого они есть. Она была прописана в проект правил, который был подготовлен еще в середине 2010 года и должен был сменить ныне действующие правила, однако этот вариант не был согласован другими ведомствами – в частности, как полагают эксперты, против введения повышающих коэффициентов выступил Минюст.

Отправить комментарий