Берег левый, берег правый. Почему многие села Коми оказались в транспортной блокаде?

7 октября 2011 - 17:58

Наступила пора распутицы — самое тяжелое время для жителей сел, деревень и поселков республики. Кто виноват в том, что глубинка не имеет надежной транспортной связи с «большой землей»?

«Заря» не взошла над Печорой

Для большинства сел Усинского района транспортное сообщение — проблема номер один. При этом главные сельские дороги в Усинске — водные.

Еще в начале этого года администрация муниципального образования «Усинск» объявила о том, что в навигацию 2011 года на воду будет спущена «Заря» для перевозки пассажиров усинских сел, сообщение с которыми летом возможно лишь по реке.

Расстояния в этом «городском округе» сродни расстояниям в ином европейском государстве: от Усинска до самого отдаленного села Мутный Материк — 200 километров по реке.

Поддерживать сообщение с жителями этого и многих других припечорских сел и деревень нынешним летом удавалось лишь благодаря небольшому теплоходу «Светлый». Судно это тихоходное, а вмещает всего два десятка человек. Неудивительно, что селянам приходится задолго до поездки записываться в очередь «на «Светлый».

Именно поэтому в мэрии в свое время решили приобрести для района судно проекта 53Р «Заря». В советские времена такие суда обеспечивали не только связь Усинска с Печорой и Нарьян-Маром, но и доставляли пассажиров по району. Ведь «Заря» — судно достаточно быстроходное, берет на борт около 60 пассажиров, есть место и для багажа.

Подходящий катер чиновники нашли достаточно быстро — в Санкт-Петербурге. Судно это там использовали вначале в качестве прогулочного, а затем как плавучее кафе. Остаточная стоимость его — около трех миллионов рублей — показалась заманчивой. Но, как потом выяснилось, этой суммой траты из бюджета Усинска не ограничились. Чиновники решили оснастить катер новой силовой установкой немецкой фирмы «Man». А этот агрегат стоил уже более 10 миллионов рублей!

Впрочем, и эта цифра оказалась не окончательной. Совсем недавно в районной газете было объявлено: на приобретение нового двигателя и переоборудование «Зари» потрачено уже более 17 (!) миллионов рублей. А ведь нужны еще и средства на доставку судна до Усинска...

Интересно, что каждый раз администрации городского округа удавалось доказать депутатам острую необходимость огромных трат. Деньги народные избранники исправно выделяли, поскольку понимали, что для их сельских избирателей транспортная проблема — вопрос первоочередной. А вот чиновники мэрии, расходуя эти средства, почему-то не смогли проконтролировать то, насколько ответственно партнеры с берегов Невы подходят к выполнению своих обещаний. В итоге обманутыми оказались именно селяне.

Сначала администрация города обещала спустить катер на Печору в мае. Потом в августе. Но минули и весна, и лето, а переоборудование «Зари» на верфях в городе Санкт-Петербурге так и не завершилось. Сроки доставки судна в Усинск все время сдвигались.

Теперь уже стало очевидным — в эту навигацию транспортная проблема селян решена не будет. Взойдет ли «Заря» над Печорой в следующем году — вопрос, как говорится, открытый…

Корткеросский прикол

Наша газета уже несколько раз обращалась к проблеме строительства надежной переправы через реку Локчим у поселка лесозаготовителей Намск Корткеросского района.

Действовавший еще с советских времен мост здесь давно пришел в негодность. В период ледостава осенью и после распаления льда весной, когда мост убирают, местные жители вынуждены были и вовсе переправляться через Локчим на моторных лодках. Случалось, лодки переворачивались — в ледяной воде оказывались и взрослые, и дети. Лишь чудом не случилось трагедии.

Летом 2010 года тогдашний глава администрации Корткеросского района Николай Доломина за 800 тысяч рублей приобрел в Котласе списанную баржу. По Вычегде, а затем по Локчиму несамоходное судно доставили в Намск.

Но затем история с «мостом» застопорилась. Баржа долго стояла на берегу на приколе. Минувшей весной ее едва не утащили паводковые воды. К счастью, местные жители сумели задержать плавсредство и доставили его назад, буксируя с берега трактором.

Как сообщила «Трибуне» глава администрации Намска Ольга Семухина, строительство моста непосредственно в Намске началось в июле. До этого детали многотонной конструкции были сварены в Корткеросе. Сейчас баржа уже установлена на прикол посреди Локчима. По ней переплавляются с берега на берег пешеходы. Но в последние недели строительство постепенно затухло. Глава Намска связывает это с тем, что в районе меняется власть — Николай Доломина уже ушел, а новый руководитель Василий Гончаренко пока носит приставку и.о.

— Нам, жителям Намска, тоже очень хотелось бы знать, когда мост будет построен окончательно, — заметила Ольга Аркадьевна.

Пресс-секретарь районной администрации Любовь Мирошниченко пояснила «Трибуне», что причиной приостановки работ стали финансовые затруднения — на завершение установки наплавного моста необходимо еще как минимум 400 тысяч рублей. На сессии Совета района в октябре депутаты будут обсуждать вопрос выделения из бюджета необходимой суммы. В случае положительного решения вопроса установку моста строители планируют завершить до начала ледостава. На зиму это сооружение, как и все наплавные мосты, будет установлено вдоль берега. А уже с начала следующей навигации мост скорее всего начнет работать по прямому назначению.

Впрочем, даже после завершения строительства потребуется немало времени для ввода объекта в эксплуатацию. Дело в том, что пока по документам переправа в Намске все еще числится как «баржа». Чтобы перевести ее в разряд наплавных мостов, потребуется оформление большого количества документов.

А мост и ныне там

Для многих жителей Удорского района слово «мост» давно стало синонимом слова «опасность».

Множество мостов и мостиков, построенных в советское время на участке дороги от села Чернутьево до Пыссы, дышат на ладан. То и дело здесь происходят аварии. Последняя из них случилась 12 сентября с.г., когда один из таких мостов через ручей Сотч\мп\ла ёль не выдержал тяжести грузового автомобиля.
Депутат районного Совета Удоры Альберт Логинов ведет с различными инстанциями (от районных и республиканских чиновников до Генпрокуратуры РФ) многолетнюю переписку по поводу аварийных мостов. Эту проблему он поднимает на каждом съезде коми народа. Но аварийный мост и ныне там.

Последнее обнадеживающее сообщение депутату пришло из районной прокуратуры: в адрес дорожного департамента в сентябре направлено представление о необходимости отремонтировать аварийные мосты. Однако ремонтные работы на участке от Чернутьево до Пыссы вряд ли начнутся в этом году. Не будут отремонтированы аварийные мосты и на автодороге Усогорск—Благоево—Чупрово.

И дело не только в отсутствии средств. Причина в том, что Дорожное агентство Коми не смогло найти подрядчиков на ремонт мостов в Удорском районе. Об этом недавно заявил руководитель агентства Эдуард Слабиков. Подрядным организациям, оказывается, невыгодно заниматься сельскими объектами — мосты расположены в труднодоступных местах, затраты на их ремонт велики, а прибыли эта работа не сулит. И потому желающих участвовать в конкурсах, объявленных агентством в это лето, не нашлось.

Латать — не за что хватать

В поселке Черныш Прилузского района строители ООО «Подводстрой» в эти дни заканчивают капитальный ремонт моста через Лузу. По словам работников чернышской администрации, в ближайшие недели мост должны официально передать в эксплуатацию.

Это означает конец транспортной блокады, в которую 400 жителей Черныша попали минувшей весной. Мост около села тогда разрушился настолько, что по нему не только ездить, но и ходить оказалось невозможным. Дорожники обещали отремонтировать понтонный мост к 25 июня, но затем сроки перенесли из-за затянувшегося аукциона на проведение работ.

Именно тогда селяне своими силами выстроили пешеходный мостик. По нему вручную все эти месяцы переносили продукты, товары первой необходимости, переносили больных, которых необходимо было доставить в больницу. Правда, дорожники проложили к селу и «объездной путь». Он удлинил расстояние от райцентра до Черныша на 40 километров. Но после первых сильных осенних дождей дорога стала непроезжей.

Еще одна переправа этим летом отремонтирована в Прилузском районе через реку Летка у села Якуньель. Впрочем, как сообщила «Трибуне» Лидия Меньшикова, специалист администрации поселения «Слудка», куда входит и Якуньель, мост и после ремонта находится в плачевном состоянии.

— Мы обращались во все инстанции с просьбой выстроить для жителей Якуньеля новый мост, — говорит Лидия Абдуловна. — Нынешний ремонт лишь частично решил проблему, поскольку по нему грузовики стали возить лес — в результате деревянное строение вновь начало разрушаться.

0

и кто ответит за это,где прокуратура?

0

Зарю купили не за 3 и не в питере а в печоре и поболее.

0

а вот действительно кто ответит? я думаю как бы репортер не ответил дадут по шапке что бы нос не совал. ведь у нас с в России воровать можно либо очень большими суммами либо вообще не воровать а то посадят. а почему большими что бы хватило кинуть в открытые рты и себе на булку с маслом и икрой

0

а виновата во всём единая россия.ВОТ И ПОДУМАЙТЕ ГОЛОСОВАТЬ ЛИ ЗА НИХ

0

Ну ладно деньги потратитли и немалые, но все таки где Заря?

0

да что толку с зари, Курсирует Светлый и Нептун, вот только у них нет определённого расписания движения, захотели в четверг поплыли, захотели в среду. Чиновники наши иногда по деревням катаются и одну из этих посудин себе под жопу берут.
Да и вопрос пора закрывать, завтра будет последний рейс и пассажирская навигация закроется, денег нет на солярку в бюджете, будут теперь вертолётами летать жители деревень.

0

Вот если-бы рядом с сёлами нефть зафонтанировала,то волки из ЛУКойла мигом-бы и дороги построили,и мосты навели.А так-нахрен им нужен простой человек,какая от него польза?Единственную трассу окончательно добили,а вложить деньги в ремонт-ХРЕН!!!

0

Когда на 20-й сессии разгорались баталии по поводу фонтана и вышеуказанного "корыта" и депутаты от "СН" покинули зал заседаний (www.usinsk.ru/page/191/), очень многие тогда брызгали ядом и осуждали тех депутатов! Уже тогда депутаты пытались доказать, что покупать судно бессмысленно, оно потребует колоссальных денежных вложений! Вот и результат!Кто-то видимо и хотел этого результата, иначе, кем надо быть, чтобы не просчитать "выгоду" данного мероприятия? А тех депутатов теперь в Совете нет. А нынешние народные избранники деньги "исправно выделяли". И будут выделять. Уже 17 лимонов потрачено, чего уж там...

0

как называет их тян - КОМАНДА

0

Возле Захарвани и Щельябожа-Баянды!!! Где дорога???
Нету и не будет! Зимой зимник а круглогодичное сообщение нах не нужно, так что не надо писать всяку лажу!!!

0

Для №10.Вот поэтому и нет круглогодичного сообщения с сёлами,что такие как ты считают сельчан быдлом.А эти долбанные нефтяники даже зимой не хотят дорогу до села нормально почистить.От трассы до Баянды-вылизано,а от промысла до села-лучше на внедорожнике.Странно,что на съезде с трассы не поставили шлагбаум,как обычно.Козлы!!!

Отправить комментарий