Дважды обрела родину на усинской земле

31 марта 2008 - 19:18

Работа победителя первого этапа конкурса «История семьи в истории Усинска» Зульфии Дуркиной. Публикуется в сокращении.

УСИНСК. ГОД 1974–Й…

Маленький самолет «кукурузник» приземлился на заснеженную полосу… Пурга. Было очень холодно, и меня с братом занесли в маленький вагончик, чтобы обогреться. Вагончик был полон людьми, всем хотелось тепла. Позже я поняла, что это был аэропорт. Мы приехали на север, в посёлок Усинск.

Когда наши родители привезли нас, своих детей, в посёлок, жизнь там уже кипела. В Усинске были школа, магазины, жилые бараки, вагончики. И много знакомых лиц, ведь мы приехали из Башкирии вслед за своими земляками.

По рассказам мамы и её подруги, жили первое время у знакомых в вагончике, иногда по шесть семь человек, а то и больше. Подруги вспоминают, какое это было хорошее, доброе, весёлое время. Женщины работали кочегарами. В условиях бездорожья приходилось каждый день ездить по четыре часа до работы и обратно. Бывало, ездили на работу на тягаче или на «Урале»…

Нашей семье из четырёх человек выделили полвагончика. Со временем отец сделал пристройку, вот и получилось расширение жилплощади. Позже родителям дали коттедж, так как семья была многодетная. Коттеджи стояли в рядах между бараками и отапливались централизованно (были соединены с теплотрассой). Напротив нашего дома кем-то был сделан колодец-журавль и вся округа была обеспечена водой. Построили баню, сараи. Друзья родителей приезжали по субботам к нам в баню. Часто приезжал Фандус Исхаков, друг, земляк и известный бригадир.

ДЕТИ СЕМИДЕСЯТЫХ

Вместе с другими детьми мы облазили, наверное, все уголки посёлка, ходили в лес по ягоды, играли в разные игры, благо места для игр было много, место песчаное, сухое. Это было весёлое и беззаботное время, по крайней мере, мне сейчас так кажется.

Помню, чуть ниже нашей улицы пожилые мужчина и женщина около своего вагончика сделали несколько грядок и выращивали там овощи. И они часто угощали нас молодой морковкой…

ШКОЛА

Осень. 1 сентября. Возле школы много детей с родителями. Мы с подругой Альфиной Буляковой стояли вместе на линейке, вместе вошли в класс, сели за одну парту, и тут заходит какая-то учительница и уводит мою подругу в другой класс. Мне было обидно, что нас разлучили. Так и проучились в разных классах. Хотя все школьные годы мы с ней жили рядом и дружили. Сейчас Альфина живёт в Башкирии со своей семьёй.

Детей в школе было много, в классах до сорока человек, учились в три смены… Помню, когда учились в 7 классе, в школе появилась молодая учительница по физкультуре Нина Ивановна. Она научила нас играть в баскетбол, мы любили собираться после уроков в спортзале на тренировке, там же демонстрировали свои способности в кулинарии (выпекали разные сладости и печенья, делились рецептами и пили чай). Наш классный руководитель Альмира Шафкатовна Якшигулова про каждого из нас в классе знала всё, за всех нас переживала. Учительница английского языка Зоя Александровна (завуч) оставляла несколько минут до звонка и рассказывала нам о пёстрой ленте, собаке Баскервилей и другие рассказы о Шерлоке Холмсе. Было очень интересно.

РОДИТЕЛИ

Родители со временем сменили место работы. Мама, Венера Набиулловна Валиева, работала в магазине ОРСа, который был внизу, у реки. Позже в городе продолжила работу в магазине. Отец, Динарик Биктимирович Валиев, проработал в ЦБПО.

ПОСЛЕ ПОЖАРА

А в город наша семья переехала после пожара, это было летом 1985 года. В то время я уже училась в Сыктывкаре и летом проходила практику в Анапе, а когда вернулась с практики, мама меня повезла почему-то в город, а не в Парму. По пути она рассказала, что наш участок посёлка, двести с чем-то квартир, сгорел.

Но получить квартиру было нелегко. Пол-лета мы жили у друзей, они были в отпуске. Другую половину лета – у других друзей. И только в ноябре нам дали долгожданную квартиру. Огромное спасибо тем друзьям, которые помогали в то тяжёлое для нас время, это Радик и Софья Губайдуллины и Виктор и Людмила Рябухины.

ПУСТИЛИ КОРНИ

Я училась в Сыктывкаре, родители потихоньку обживали квартиру, братья ходили в школу. Позже они получили профессии в Усинском лицее и сейчас работают в городе. Отца уже нет. Мама на пенсии, но продолжает работать вахтёром в ЦДОД. Когда отмечали юбилей мамы, она сказала, что ехала в Усинск за романтикой, хотелось новой жизни, а нашла родину. Здесь выросли и живут её дети, здесь похоронен муж.
И мы, её дети, как говорится, пустили корни на этой земле. Меня вообще судьба закинула в «глубинку» Усинского района – в Мутный Материк.

ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ

А попала я в это село в 1986 году по распределению (выбирать не пришлось). Когда собиралась, ревела в три ручья. Сейчас я даже не знаю, почему плакала, может оттого, что не знала, куда еду, а может потому, что пришло время «уходить» из родного дома и устраивать свою жизнь.

Август. Я опять на «кукурузнике», приземлились на поле, рядом незнакомые люди. В школе встретилась с директором Каневой Татьяной Андреевной. Дальше закрутило, завертело, приехали другие молодые «распределенцы», познакомились с жителями села – словом «затянуло». А через год познакомилась со своим будущим мужем – Александром Митрофановичем Дуркиным, проводила в армию, ждала...

Пережить пришлось многое, были ошибки, обиды, непонимание коми языка, а помогла, наверное, молодость. Тогда был комсомол, в клубе всегда весело; субботники, демонстрации, и как-то не замечали ни времени, ни нехватки денег.

НОВАЯ СЕМЬЯ

Потом, когда вернулся Александр, сыграли свадьбу. И снова жизнь закрутилась, но это уже были семейные хлопоты. Построили дом, растим троих детей. Обзавелись хозяйством. Много помогали родители мужа: Митрофан Михайлович и Тамара Фридриховна. Семейные корни моего мужа идут к основателю села – СемÖндрею.

Все сыновья СемÖндрея были настоящими трудягами, крестьянами и охотниками. Всегда помогали друг другу. Второй сын – Тимофей Андреевич в своё время, продав корову, выкупил землю под строительство церкви в селе. Церковь строили «всем миром». А похоронен Тимофей Андреевич у церкви, там до сих пор лежит большой камень с надписью его имени.

Сын Тимофея Андреевича – Тимофей Тимофеевич, тоже был крепким крестьянином. Но прожить ему пришлось только 32 года, его «ночью зарезали». Причина убийства – зависть. Детей у него было двое: сын и дочь Александра.

Бабушка Сандра вышла замуж за Михаила Семёновича Дуркина, приехавшего из Ижемского района. Времена были тяжёлые, голодные, военные. Михаил Семёнович был призван в армию, направлен на охранную службу в Воркуту, там и умер. Бабушке Сандре пришлось поднимать детей одной.

Сын её Митрофан был младшим, до пяти лет не ходил, но со временем все же встал на ноги. В молодости комсомольцем-активистом на селе был, участником самодеятельности в клубе. Во время учёбы в Сыктывкаре встретил Тамару Фридриховну. Привез её в родное село, в свой родительский дом. Ей тоже пришлось преодолевать те трудности, с которыми столкнулась я. Тамара Фридриховна училась на агронома, но успела поработать и фуражиром, зоотехником, продавцом, зав.складом сельпо, много лет работала секретарём, а затем и председателем сельсовета. Но по жизни она всегда оставалась агрономом. Всегда выращивала огурцы, помидоры, капусту, любила цветы. Да и корову родители держали много лет. К сожалению, их уже нет, но мы всегда помним наших маму и папу, которые так многому научили, поддерживали нас…

Село Мутный Материк большое, красивое, в нём живут трудолюбивые дружные люди. В каждом коллективе, будь это школа, детсад, сельсовет или совхоз, были и есть прекрасные творческие люди. И пока есть такие люди, наше село будет жить, преодолевая все трудности.

Отправить комментарий