Концерта, подобного состоявшемуся в понедельник в городском Дворце культуры, Усинск ещё не видел. У каждого, кто пришёл на представление «Роснефть. Приглашение в мир российской культуры», создавалось впечатление, что по мановению волшебной палочки он оказался в зале столичного академического театра. На сцене блистали артисты Большого, Михайловского и «Мариинки», звучали оперные арии, романсы, народные и песни советских лет в исполнении солистов всемирно известных театров и уникального мужского хора Московского Сретенского монастыря, балетная мистерия уносила в волшебный мир музыки Сен-Санса и Минкуса с их «Лебедем» и «Корсаром».
В зале полумрак, раздаются аплодисменты, приглашающие артистов на сцену. Выходит мужской хор. И с первыми же звуками бархатистых баритонов и басов, чистых, будто серебряный колокольчик, теноров пришло ещё большее ощущение того, что духовная музыка, классика, фольклор и ставшие народными песни поистине неподвластны времени. Сколько бы ни прошло лет, мелодии, покорявшие сердца людей десятки и сотни лет назад, и сегодня волнуют, трогают самые глубинные струны души.
Репертуар хора и манера исполнения впечатлили публику. А-капелла, а именно так звучали все хоровые произведения, благодаря богатству голосовой палитры и мастерству вокалистов была настолько яркой, что любое «вмешательство» в виде музыкального сопровождения было бы излишним.
Открыло программу песнопение Великой вечерни «С нами Бог». Как отметил регент (дирижёр) хора, заслуженный артист России Никон Жила, духовные песнопения привычнее слушать и исполнять в храме, но эта музыка – неотъемлемая часть российской культуры и правильно будет именно с неё начать праздник, посвящённый знакомству с богатейшим наследием нашей страны.
Даже вне церковных стен слова и музыка, написанная священником Василием Зиновьевым, звучали величественно и проникновенно, погружая слушателей в тот мир, где всё суетное и мирское отступает на второй план, где во главе всего – духовное начало.
Однако церковные песнопения – малая толика того, что включает мир отечественного искусства. Поистине неисчерпаем кладезь народного, а также музыкального и песенного творчества 19-20 столетий. И это с блеском продемонстрировал мужской хор, исполнивший знаменитые «Вниз по матушке, по Волге», «Вдоль по Питерской», старинный русский вальс «Амурские волны», казачью песню «Не для меня придёт весна», романс «Белой акации гроздья душистые», песню «Прощай, любимый город» и другие произведения – всего около двадцати композиций… И каждая из них благодаря великолепным голосам вокалистов, их артистизму очаровывала, поражала, восхищала.
Не менее волнующим было знакомство с миром классического балетного и оперного искусства.
Солистка Мариинского театра Екатерина Сергеева (сопрано), солист Михайловского театра Дмитрий Головнин (баритон), солисты балета – прима-балерина Большого театра, заслуженная артистка России Нина Капцова, солист Мариинского театра, заслуженный артист России Андрей Баталов, премьер Мариинского театра, заслуженный артист России Данила Корсунцев, которым аккомпанировала заслуженная артистка России, концертмейстер Большого театра Евгения Чеглакова.
Уже только эти имена могут дать представление о том, какого уровня звёзды в рамках проекта НК «Роснефть» выступали на усинской сцене.
Опера и балет вызывают у людей разные чувства, одни при знакомстве с этими видами искусства влюбляются в них раз и навсегда, другие – относятся равнодушно. По тому, как принимали столичных артистов в Усинске, можно смело сказать, что полку поклонников оперы и балета прибыло. И это неудивительно.
Невозможно было остаться равнодушным, «впитывая» каждый звук завораживающего голоса Екатерины Сергеевой, подарившей слушателям песню Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» и колоритную испанку Кармен из одноимённой оперы Бизе. Восторг – то чувство, которое испытал каждый, глядя на грациозного и трепетного «Лебедя» в исполнении Нины Капцовой, и на блестящего Принца Дезире из балета «Спящая красавица», в роли которого выступил Данила Корсунцев. А сколько достоинства, мужественности и волшебной грации было в «Корсаре» Андрея Баталова! Ну, а «Застольная песня» из оперы «Травиата» Верди в исполнении Дмитрия Головнина стала великолепным финалом праздника классического искусства.
– Я в восторге, – говорит фитодизайнер Татьяна Сенина. – Вы знаете, я убедилась, что мечты сбываются! Очень давно хотела побывать на концерте мужского хора Московского Сретенского монастыря. Недавно, будучи в отпуске, увидела их афишу, но сходить на концерт не получилось. Приезжаю в Усинск, а здесь такой праздник! С творчеством этого уникального коллектива давно знакома, оно мне очень близко. Такая музыка – лекарство для души, она оживляет, заставляет стать чище, лучше. Огромное спасибо компании «Роснефть» за такой поистине шикарный подарок! Ведь далеко не все были в Большом или Мариинском театрах, смотрели оперу или балет «вживую». А «Приглашение в мир российской культуры» дало эту уникальную возможность.
– Для монастырского хора у нас несколько необычный репертуар, – рассказывая о творчестве мужского хора, заметил регент Никон Жила, – наряду с произведениями духовного содержания мы исполняем и светскую музыку, чтобы люди могли увидеть, что церковное сообщество не обособлено. Народные, песни 20-го века – это огромный пласт нашей культуры, который мы не имеем права забывать. Именно с ним мы хотим шире познакомить людей на наших концертах. К слову, в составе хора поют выпускники ведущих музыкальных вузов России – вокалисты, дирижёры, «хоровики», к церковной жизни не имеющие отношения, и их профессиональная подготовка позволяет исполнять очень сложные музыкальные произведения на высочайшем уровне.
– В Усинске замечательный зритель, – поделился впечатлениями солист Михайловского театра Дмитрий Головнин, – и очень порадовало, что люди готовы воспринимать классическую музыку, знают её и любят. Совсем недавно в рамках этого проекта мы побывали в Ангарске, теперь в Усинске. Вообще же артисты ведущих театров страны побывают с концертами в 12-и городах России, где ведёт свою производственную деятельность НК «Роснефть». И самое замечательное, что выступления увидят там, где театров оперы и балета попросту нет. Когда мне предложили принять участие в проекте, согласился, не раздумывая, ведь это так прекрасно – дарить людям возможность приобщиться к миру высокого, классического искусства!
Отправить комментарий