«СПЯЩАЯ» ПРАВДА, или не мешайте лгать

25 марта 2010 - 14:10

18 марта усинские зрители Дворца культуры с нетерпением ожидали выхода на сцену артистов Московского Государственного театра киноактёра. Труппа привезла антрепризный спектакль «Не будите спящую собаку» по пьесе английского драматурга Джона Бойтона Пристли «Опасный поворот». По многочисленным просьбам усинцев вместо запланированного одного артисты давали два представления.

ПРОЛОГ

До Усинска артисты уже успели побывать в Сыктывкаре, Ухте и Сосногорске. «Северные гастроли», по их высказыванию, состоялись во многом из-за простейших декораций, способствующих длительным и не затратным переездам: сценическое действие происходит в одной гостиной, в которой два дивана и стол. Этот спектакль артисты театра играют двумя составами. Но даже заявленная на афишах звёздная труппа приехала, мягко говоря, слегка «усечённой». Так, роль героини Ольги Арнтгольц играла не только для меня неизвестная актриса. За кулисами на мой вопрос о неожиданной для взыскательной усинской публики замене артист Андрей Харитонов (зрителю он знаком по телефильму «Овод») не сразу вспомнил фамилию своей коллеги по спектаклю. Также, согласно пьесе, не хватало ещё одного персонажа детективной истории – писательницы, но это – режиссёрская версия – приём, распространённый в антрепризах. Забегая вперёд, стоит отметить смелое решение режиссёра Ольги Шведовой превратить, причём успешно, такую статичную пьесу в театральный спектакль.

СЮЖЕТ

Бизнесмен Роберт Кэплен (Сергей Астахов) и его жена Фреда (Эвелина Блёданс) устроили званый ужин в своём особняке. Среди гостей – супружеская пара Уайтхаузов – Гордон (Вахтанг Беридзе) и его супруга – Бетти (Виктория Тарасова). Кроме того, в компании «обаятельных и лёгких» людей были давняя и близкая приятельница семьи Олуэн Пиил (Татьяна Абрамова) и партнёр по бизнесу Чарльз Стэнтон (Андрей Харитонов). Все они – сотрудники частного издательства.

Отужинав и уютно расположившись на диванах, они слушают по радио пьесу, не совсем понимая её название, озвученное в конце, – «Спящий пёс». По мнению Олуэн, в нём кроется аллегория, олицетворяющая Правду. Мелодия из шкатулки для сигарет напомнила Роберту о брате Мартине, который, по официальной версии, застрелился. И хозяина дома неожиданно посещает череда сомнений из-за нестыковок в следственных действиях и показаниях свидетелей-гостей. Он пытается выяснить истину, что, собственно, и является по замыслу автора спящей собакой, которую не стоит будить.

С очередной меняющейся мизан-сценой частное расследование стремительно набирает обороты, сметая на пути всё то, во что верил Роберт: светлую память о брате, веру в добропорядочность компаньонов и благообразие жены. Осознание всеобщего предательства сбрасывает с пьедестала даже чистый образ Бэтти, которую он боготворил. В сердцах он потом назовёт её «похотливой мартовской кошкой». Хозяин особняка понимает, что в этой жизни у него не осталось ничего из того, чем он дорожил. Роберт убегает в другую комнату и стреляется, следом за ним то же самое делает влюблённая в него Олуэн. Казалось бы – всё...

Однако заканчивается спектакль другим финалом. Вновь зажигается свет, и мы видим тот же особняк с «милыми и лёгкими» людьми. Олуэн открывает музыкальную шкатулку, и зрителя охватывает состояние «дежавю». Но мелодию заглушают танцевальные ритмы из динамика. По радиоприёмнику передают модный шлягер, и компания весело пускается в пляс. Никем не потревоженная Правда продолжает спать…

МНЕНИЕ... СУБЪЕКТИВНОЕ

Признаться, я с трудом представляла такую статичную разговорную пьесу на «живых» подмостках сцены. В ней, по авторскому сценарию, практически отсутствуют ярко выраженные действия героев, а многочисленные монологи персонажей преобладают над их диалогами. Кроме того, в феврале мне довелось посмотреть (в который раз) телевизионную версию спектакля на канале «Культура». Это был созданный в советские времена режиссёром Владимиром Басовым телеспектакль «Опасный поворот» с участием маститых актёров: Юрия Яковлева, Валентины Титовой, того же Басова.

В нём статику мизансцен оживляют периодические наезды телекамеры и крупные планы актёров, создавая тем самым эффект непрерывного действия. Тем приятнее было, что привезённая современная постановка не разрушила укрепившееся за годы чувство удовольствия от просмотра одной из самых любимых мною пьес Дж. Б. Пристли и не разочаровала.

Надо признать, что динамику спектакля (я смотрела первое представление) актёры выдерживали на протяжении всего действа. Мне, далеко не театральному критику, показалась игра артистов убедительной, тонкой и эмоциональной.

Несмотря на классическую основу постановки и серьёзность (детективная история), игра актёров была не чужда юмора. Публика отмечала дружным смехом изредка роняемые меткие саркастические комментарии героев. Особенно это удавалось Андрею Харитонову, который прекрасно создал образ английского аристократа, циника Стэнтона. Темпераментный ритм мизансцен уверенно держала Блёданс, внеся в телевизионный образ выдержанной Фреды присущую Эвелине эпатажную стервозность. Во время блиц-интервью она снисходительно-лениво, полушутя подтрунивала над Татьяной Абрамовой, предоставляя последней «в одно лицо отдуваться» перед представителями городских СМИ. Эвелина беспрерывно теребила в руках купленный в «Вортасе» оберег-кулон, выполненный в коми национальном стиле, примеряя его то на платье, то на чалму. А на вопрос журналистов, связанный с её неослабевающей популярностью, лукаво и мило кокетничала, дескать, вот и талисман приобрела в надежде, что, наконец, обратят на неё внимание. Ах, полноте, Эвелина Висвальдовна, вы – актриса, достаточно заметная и известная, и не только по сериалу «Проклятый рай».

Наиболее тонко и чётко «высветили» своих героев Татьяна Абрамова (Олуэн) и Вахтанг Беридзе (Гордон). Напротив, возможно, из-за сокращённого текста сценария не в полной мере раскрылась молодая, заметная актриса Виктория Тарасова (Бетти).

На мой взгляд и к моему сожалению, на фоне других в представленной постановке почему-то проигрывал, без сомнения, талантливый Сергей Астахов (Роберт). Его, по сути, выгодное положение центрального героя давало более широкие возможности для сценического лидерства. Скорее «фонтанирующим» персонажем была всё та же неподражаемая Блёданс в пурпурном костюмном наряде. Мне её выбор цвета напомнил известную телевизионную постановку пьесы Сомерсета Моэма «Театр». В нём главная героиня (актриса Вия Артмане), для создания пущего впечатления на зрителя и аккумуляции внимания вышла на сцену в непредусмотренном сценарием красном платье. И Блёданс такой приём блестяще удался. Возможно, из-за этого – несвойственная классической чопорной пьесе – экспрессивная игра актёров, желание не затеряться на фоне другого героя. Блёданс всех переиграла. Что и говорить! Хороша она, чертовка, ох, как хороша!

А в целом на спектакле я испытала свежие эмоции и получила грандиозное удовольствие.

Браво! Браво! Браво!

Наталья ОСОКИНА-СЕДОВА

Отправить комментарий