О земном притяжении и магнитных полях

10 июня 2014 - 19:20

«Я – учитель физики. И мне интересно объяснять ученикам устройство мира, – говорит педагог СОШ № 3 Галина Куликова. – Каждый урок они совершают для себя небольшие открытия, превращаются в испытателей. Наш девиз совместной работы – не бойтесь ошибаться, творите и совершенствуйтесь, чтобы дойти до истины».

По словам Галины Николаевны, которая в педагогике уже более 34 лет, все школьные дисциплины направлены на развитие гармоничной и полноценной личности. Царица наук математика учит точному, лаконичному выражению мыслей. Чувственному восприятию мира и способности мыслить – русский язык и литература. Физика сочетает в себе разные стороны познания – умение аргументировать, доказывать и проверять свои знания на практике.

– Сухие законы и формулы никого не привлекут, а попробуйте объяснить появление радуги, отражающейся в капельках росы, земное притяжение или картины магнитных полей, – говорит она. – Стремлюсь к тому, чтобы на занятиях ученики не только приобретали знания, но и росли людьми думающими.

В профессии педагога юную Галину привлекла возможность постоянного и живого общения с людьми. С детства она была максималисткой в достижении поставленных целей, и постигать азы выбранной специальности решила в СГУ.

– Университетское образование призвано дать человеку академические, фундаментальные знания, развить его мышление для открытия новых горизонтов, хотя бы в своей специальности. Умение мыслить потенциально важно, тем более – в педагогике, которая направлена на формирование личности ребёнка, – уверена Г. Куликова.

Студенческие годы Галина Николаевна вспоминает с улыбкой.

– Это прекрасное время юности, исканий и стремлений, желания впитать как можно больше знаний, – говорит она. – У нас была замечательная, дружная группа, мы вместе ходили в кино, театр, гуляли на лыжах, ездили «на картошку».

Первая практика в школе у Галины Николаевны прошла на одном дыхании, без каких-либо затруднений, что ещё больше убедило девушку в правильности выбранного пути. И в 1979 году дипломированный физик-преподаватель по распределению приехала в Усинск, чтобы объяснять детям непростые явления природы и законы развития Земли.

– До сих пор помню тот день, когда втроём с однокурсниками впервые оказались в Усинске. Был поздний вечер и мы, вчерашние студенты, с сумками и котомками пришли во вторую школу, – вспоминает педагог. – Нам, считаю, очень повезло. Николай Покровский, который в то время был директором СОШ № 2, помог обустроиться на новом месте: Усинск встретил радушием и потрясающей человеческой добротой.

Последующие несколько лет для Галины Николаевны стали временем профессионального становления и поиском собственного, уникального стиля преподавания.

– Никто нас никогда не опекал и особо не помогал, что, кстати, стало большим плюсом, – говорит она. – Если вы хотите достичь чего-то стоящего, пробуйте, ошибайтесь, ищите, и делайте это самостоятельно. Ваши достижения будут вашими личными победами и вы сможете этим гордиться. А в ошибках винить, кроме себя, будет некого.

Педагог – это, в первую очередь, человек, способный отыскать в ребёнке точку опоры, которая позволит школьнику развиваться, а учителю – пробудить интерес к предмету, помочь ученикам стать личностями, имеющими цели в жизни.

По словам Г. Куликовой, на то, в какой форме пройдёт урок, и как будет преподнесён тот или иной учебный материал, зависит даже настроение учеников.

– Если мои умницы собранны и настроены на серьёзную работу, то мы решаем задачи повышенной сложности, а если идёт уже четвёртый или пятый урок, когда дети чисто физически не могут в полном объёме воспринимать сложную информацию, приходится импровизировать.

Ну и, конечно, ребята лучше запоминают, понимают законы и явления, когда имеют возможность экспериментировать, проектировать, например – по определённым формулам придумать свою задачу или доказать закон Паскаля о сообщающихся сосудах, сделав маленький фонтан своими руками.

В доказательство она выносит из лаборантской всевозможные самодельные агрегаты и устройства, предназначение которых человек, далёкий от физики, сразу и не поймёт.

Педагогическое мастерство Галины Николаевны – общепризнанный факт. Подтверждался он и на уровне города, когда она стала «Лучшим учителем» Усинска, и на уровне республики – Г. Куликова была призёром регионального смотра-конкурса «Учитель года».

– Участие в этом конкурсе служит прекрасной возможностью для глубокой самопроверки. Именно там можно оценить и увидеть свои огрехи и недочёты, и что самое полезное – отыскать верное решение проблемы. Конкурс помогает разложить всё по полочкам, чтобы совершенствоваться дальше, перенимать опыт других специалистов, – считает она.

По мнению учителя, профессия педагога при всей своей многогранности учит порядочности, ответственности. А стремление к совершенству может привести к высоким результатам в педагогике и помогает заслужить любовь и благодарность детей.

Ученики Галины Куликовой – постоянные участники и призёры научных конференций и олимпиад. Уже много лет подряд школьники «Роснефть-классов» СОШ № 3 осваивают премудрости точной науки под чутким руководством этого уникального педагога и добиваются немалых успехов.

Наталия Попова, «Наш новый Север»

Отправить комментарий