В работе учителя множество нюансов. У каждого педагога свой подход и к детям, и к стилю преподавания. Но есть и общие правила, которые можно считать постулатами – увлечённость предметом, чуткое отношение к ученикам, умение видеть в ребёнке личность.
Только при таком отношении к преподаванию можно надеяться на любовь и уважение школьников, на то, что на твоих уроках ученики будут не просто слушателями, а деятельными соучастниками, заинтересованными в результате.
В этом уверены учителя усинской шестой школы Ольга Левченко и Александр Плотников, педагоги с разным стажем и опытом, преподающие разные дисциплины, но одинаково увлечённые своей профессией.
– Если хочешь правильно выстроить работу с классом и добиться результата, без индивидуального подхода к ученикам не обойтись, – говорит преподаватель русского языка и литературы Ольга Левченко. – У каждого ребёнка есть склонности и способности. Задача учителя – увидеть, что у ученика получается лучше всего, чтобы направить его в нужное русло, где способности могут реализоваться. Учитель – это ещё и психолог. С ребятами не нужно заигрывать. Но и не стоит быть диктатором – учителя будут слушать, бояться, но вот уважать – вряд ли. Стараюсь общаться с учениками уважительно, на равных. У них должна быть адекватная самооценка, только тогда они смогут реально смотреть на себя и окружающих, планировать своё будущее.
– Мне в общении со школьниками помогает чувство юмора, – говорит учитель физической культуры Александр Плотников. – Шесть лет в КВН не прошли зря. Физкультура – тот предмет, где нужны активность, движение. 45 минут занятий в спортзале должны пройти в удовольствие, а не превращаться в рутинную и не эффективную беготню по кругу под понукающие крики физрука. Стараюсь строить уроки таким образом, чтобы были различные виды деятельности с элементом соревновательности, чтобы физкультура вызывала только положительные эмоции.
В профессию люди приходят по-разному. Для одних решающим стал чей-то пример, с другими свою роль сыграл его величество случай... Ольга Левченко родилась в Омске. Родители к педагогике отношения не имели, а вот бабушка была учителем, по её стопам и пошла внучка.
– Она преподавала в вечерней школе и дело приходилось иметь, в основном, с бывшими заключёнными, – рассказывает Ольга Сергеевна. – С такими людьми трудно поладить, однако бабушка могла с ними не только найти общий язык, но и увлечь учёбой. В наследство от неё мне досталось множество старых тетрадей её учеников с работами и стихами, абсолютно искренними и по-детски честными!
Окончив школу, О. Левченко поступила в Омский государственный педагогический институт (сегодня университет имени А. М. Горького), где и получила специальность филолога.
– Когда пришла работать в школу, мне исполнился 21 год, родители учеников были гораздо старше меня, но относились с уважением. И это вселило уверенность: всё получится, – вспоминает Ольга Сергеевна. – В омской школе преподавала 20 лет. А потом обстоятельства сложились так, что вместе с мужем отправилась на Чукотку, работала в глухом селе. В Усинск с мужем перебрались четыре года назад, с тех пор работаю в шестой школе, а супруг – командиром экипажа вертолёта усинской эскадрильи. Мне всегда везло на хороших людей, и коллектив шестой школы тоже принял очень радушно и тепло, а администрация создала комфортные условия для творческой работы.
А вот Александр Плотников о педагогическом поприще и не помышлял.
– Всё случилось само собой, – говорит он. – В Кургане, где родился и вырос, увлекался спортом, отец был тренером. Сам он, кстати, тоже работает учителем физкультуры. С девяти лет занимался борьбой, затем увлёкся баскетболом. После школы поступил в Шадринский колледж физической культуры, участвовал в соревнованиях различного уровня, получил квалификацию тренера-преподавателя. Работать с детворой мне всегда нравилось, удавалось находить общий язык с разными ребятами. В своё время довелось поработать вожатым и помощником начальника лагеря... Так что к новой работе в усинской СОШ № 6 был готов. Помогли старшие коллеги, и особенно Ирина Никитина, за что им отдельное спасибо! Понравилось, что свободное время в Усинске есть чем занять, стал заниматься пауэрлифтингом, в фитнесс-зале Ледового дворца в свободное время веду тренировки для желающих поддерживать себя в отличной физической форме.
По мнению Александра, каждый ученик должен научиться ставить цель. И спорт в этом великий помощник. Он дисциплинирует, учит преодолевать себя, двигаться вперёд.
Главное пожелание О. Левченко коллегам – найти золотой ключик, который откроет дверь к сердцу ребёнка и заставит его слушать и слышать. Ольге Сергеевне, судя по всему, его отыскать удалось, о чём говорят её награды и, конечно, успехи учеников. В этом году, например, все её выпускники на ЕГЭ показали высокие результаты.
– Как говорил Антон Павлович Чехов, каждый день нужно по капле выдавливать из себя раба, – напоминает Ольга Левченко. – А ещё не помешает взять за правило девиз Вениамина Каверина: «Бороться, искать, найти и не сдаваться». Ни в коем случае нельзя опускать руки, ведь дорогу осилит идущий!
Отправить комментарий