Вопросы самоопределения школьников и студентов, нехватка профессионалов в производственной сфере... Всё это проблемы, находящиеся в одной плоскости, где могут быть удовлетворены взаимные ожидания молодых людей и предприятий. Для первых это возможность реализовать свой потенциал, найти достойную работу, а для производства – решение проблемы кадрового дефицита.
Компания «Роснефть» – лидер не только по абсолютному большинству производственных и финансовых показателей, но также в области развития профессионального, научно-технического потенциала сотрудников и подготовки кадров. На протяжении многих лет во многих регионах страны, где действуют дочерние общества Компании, реализуется система многоуровневого образования «школа – вуз – предприятие», которая и помогает формировать кадровый резерв из числа молодёжи, начиная со школьной скамьи.
Образование – по профилю
Почти десять лет в Усинске на базе третьей школы под патронатом «РН – Северная нефть» действуют профильные «Роснефть-классы». Это – первая ступень образовательной цепочки, которая решает едва ли не главную задачу – ориентирует старшеклассников на успешное обучение, поступление в профильные вузы и работу в «Роснефти». В 2012-м «тимано-печорская» семья классов довузовской подготовки пополнилась ещё одним – профильный «Роснефть-класс» открылся в посёлке Искателей Заполярного района НАО.
Проект, как отмечают его кураторы – сотрудники «РН – Северная нефть», педагоги школ и руководители управлений образования регионов, оправдал себя. До сих пор он является в своём роде уникальным, считается примером профильного обучения как оно должно быть. Среди выпускников немало медалистов, призёров конференций, конкурсов и олимпиад разного уровня. Ученики «Роснефть-классов» знакомятся с нефтяным производством, бывают на месторождениях, участвуют в корпоративных мероприятиях и тренингах, которые не только помогают ребятам сплотиться, но и получить более чёткое представление об отрасли и масштабах деятельности «Роснефти» и её дочерних обществ, определиться со своей будущей профессией.
Вторая ступень системы – работа со студентами, которая ведётся по нескольким направлениям, благодаря чему молодой специалист, оканчивая вуз, приходит на предприятие с прикладными знаниями и навыками, легко адаптируется и активно включается в производственную, общественную и социальную деятельность. Будучи уже сотрудником предприятия, он не прекращает своего обучения и научно-технического развития, но уже на качественно новом уровне.
Результативный тренинг
Программа совместной деятельности школьников, студентов и специалистов «РН – Северная нефть» содержит самые разные мероприятия. Большинство из них уже стали традиционными, доказывают системность подхода к работе и позволяют оценить динамику и результативность проекта.
На прошлой неделе в Усинске и посёлке Искателей прошли тренинги и интеллектуальные игры, которые являются частью проекта «школа – вуз – предприятие». Работал с ребятами Александр Ушаков, тренер Санкт-Петербургской компании «Единство в многообразии», с которой НК «Роснефть» и «РН – Северная нефть» сотрудничают не первый год.
Все мероприятия, несмотря на разность форм и методов, преследовали традиционные, но оттого не менее важные цели. Ученикам «заполярных» «Роснефть-классов» и студентам Усинского филиала УГТУ помогали стать сплочённее, научиться работать в команде, ставить цель и обозначать задачи, решение которых поможет её достичь, выстраивать логические цепочки доказательств и аргументации.
– Превращение класса в коллектив, где ученики – это единомышленники и друзья, – процесс не одного дня, – считает заместитель директора по воспитательной работе, психолог средней общеобразовательной школы посёлка Искателей Айгуль Шаймарданова. – То же можно сказать и о профориентации: на то, чтобы определиться с профессией, нужно время и соответствующая помощь. К таковой можно отнести и тренинги, организованные для учеников «Роснефть» классов сотрудниками «РН – Северная нефть». Совсем недавно десятиклассники участвовали в семинаре-тренинге «Лестница к успеху», который проводился в Санкт-Петербурге, теперь для них приготовили командообразующий тренинг, благодаря которому ребята выявили свои сильные и слабые стороны. Ну, а выпускникам предложили в форме деловой игры разобраться в своих профессиональных предпочтениях и спроецировать их на работу в НК «Роснефть».
Школьников распределили на несколько команд, задачей каждой было объяснить, что не позволило добиться желаемого результата, и предложить более продуктивные варианты. Тренинг помог выявить ребят, мыслящих нестандартно, обладающих задатками лидера. Интерес вызвала и деловая игра «Адаптация в вузе». В результате обыгрывания ситуаций старшеклассники поняли, как правильно себя вести, чтобы поскорее освоиться в новом коллективе и найти общий язык с однокурсниками и преподавателями.
– Интерес – лучшая основа для взаимодействия, – говорит Александр Ушаков. – Существует множество вариантов выявления профессиональных, аналитических или лидерских качеств. Например, каждому члену команды даётся часть информации, в процессе обсуждения и анализа они складывают эти кусочки мозаики в общую картину. Именно по этому пути мы и пошли с десятиклассниками, дабы научить их работать в команде. Порадовала заинтересованность школьников, многие из них подходили после тренинга, спрашивали, как развить коммуникабельность, управлять своим временем, чтобы всё успевать. Такая обратная связь очень важна.
Говоря о результативности тренингов и профориентационной работы, А. Шаймарданова привела такие данные: после встреч с сотрудниками «РН – Северная нефть», бесед, классных часов, тренинговых и экскурсионных мероприятий, 30 процентов десятиклассников связывают свои дальнейшие планы с получением специальности, востребованной в нефтяной отрасли. И больше половины учеников «Роснефть-классов» рассматривают возможность трудоустройства в «РН – Северная нефть».
Олимпийский резерв
«Тема спорта, зимняя Олимпиада, впечатления от которой свежи в памяти, – это то, что близко и понятно всем. Вам предстоит определить, в какой стране пройдёт Олимпиада 2032 года, подать заявку в Олимпийский комитет и доказать, что именно та страна, которую вы представляете, достойна проводить у себя Олимпийские игры», – пояснил Александр Ушаков, приглашая к участию в интеллектуальной игре студентов Усинского филиала УГТУ. Все они ранее были участниками творческого конкурса эссе, организованного сотрудниками «РН – Северная нефть» в рамках проекта «школа – вуз – предприятие», и получили право выступить в интеллектуальном поединке.
Игра была нацелена на оценку и выработку у участников нескольких компетенций. Умение выражать мысли, логично выстраивать аргументацию, доказывая правильность своей позиции, способность искать, анализировать информацию и из большого массива сведений вычленять главное, при этом формулировать тезисы лаконично и доступно.
Разбившись на пять команд, участники представили свои страны – Японию, Бразилию, Австралию, Германию и Китай. В качестве аргументов, говоривших в пользу претендентов, приводились развитость инфраструктуры, дорожная сеть, наличие спортивных сооружений, достоинства местной кухни, культуры, национальный колорит, уровень безопасности.
Воспользовавшись ресурсами Интернета, студенты пополнили знания о странах. Разгорелась настоящая дискуссия, где каждый старался доказать, что именно его страна будет оптимальным местом для проведения Олимпиады, а оппоненты утверждали обратное.
Александр Ушаков, переводя аргументы в баллы и отмечая их в таблице, озвучил итог: наиболее убедительной оказалась делегация Австралии, сумевшая доказать, что именно в её стране и спортсменам, и гостям будут созданы наилучшие условия для участия в незабываемом празднике спорта.
– С тренингами, которые проводит Александр Ушаков, знаком ещё со школы, когда учился в «Роснефть-классе» СОШ № 3, – рассказывает Игорь Черников, – они помогают развивать полезные качества, становиться более организованным, планировать своё время и работу. А ещё правильно общаться и выражать свои мысли, а это – главное, если хочешь, чтобы тебя услышали и поняли.
– Огромное спасибо коллективу «РН – Северная нефть» и Александру Ушакову за ту работу, которая проводится со школьниками, студентами и молодыми специалистами, – говорит ещё одна выпускница «Роснефть-класса», студентка филиала УГТУ Ксения Мякотина. – Тренинги помогли нам развить в себе новые способности, лидерские качества, научили быть командой. Сейчас вспоминаются слова, когда-то сказанные нам на церемонии вручения свидетельств о зачислении в «Роснефть-класс»: «Перед вами открывается новая глава, в которой вас ждёт много увлекательного, открытия, трудности, победы. За школьными годами начнётся студенчество. И всё это время вы будете оставаться командой «Роснефти». Это на самом деле так, я искренне рада за нынешних учеников «Роснефть-класса». Ведь для них всё только начинается!
У-ф-ф,неужели дочитал до конца....
Отправить комментарий