Это утверждение, озвученное в четверостишии Льва Озерова (Гольдберга), не утратило своей актуальности до сих пор. Правительство РФ недавно приняло постановление, согласно которому в России проведут своеобразную «перепись» одарённых детей и определят меры поддержки, позволяющие им наиболее полно раскрыть свои таланты.
Периодически в газетах, на телевидении появляется информация о людях с феноменальными способностями – то дети поступают в университет и решают задачки по квантовой физике, то молодые люди доходят до разгадки вещей, над которыми годами бились целые НИИ. И наверняка многие родители мечтают, чтобы их ребёнок тоже был причислен к категории одарённых. Но далеко не каждый знает, что быть вундеркиндом для человека, вне зависимости от возраста – серьёзное испытание, а не только подарок судьбы.
По данным международной статистики, около 25 процентов всех детей в мире являются одарёнными, из них два-три процента обладают выдающимися способностями. Несмотря на кажущуюся лёгкость существования, феномены испытывают массу трудностей из-за… отклонений в развитии, а именно так рассматривается одарённость многими учёными – психологами, психиатрами, педагогами. Ведь необычайно высокий уровень интеллекта – это отклонение от нормы. Согласитесь, вряд ли можно считать умение двухлетнего малыша самостоятельно читать и строить сложные предложения обычным явлением.
Одарённые дети постоянно испытывают «интеллектуальный голод», процесс познания вещей, явлений, окружающего мира идёт безостановочно. И удовлетворить потребность в постоянном притоке информации крайне проблематично. Частично с этим справляются родители и близкие, воспитатели и учителя, частично этот вопрос решает сам ребёнок, запоем читающий книги и осваивающий Интернет-пространство.
Детям с такими способностями скучно учиться в школе – многое из того, о чём говорит преподаватель, они уже знают. Из-за этого, кстати, педагоги не любят маленьких всезнаек и даже стараются их принизить, дабы не выбивались из общей массы. Существующая в общеобразовательных школах система поддержки одарённых детей в большинстве случаев – фикция, по той лишь причине, что сами учителя не обладают достаточным уровнем знаний и подготовки, чтобы работать с одарёнными детьми. Часто у талантливых ребят не складываются взаимоотношения с одноклассниками, игры сверстников, разговоры и общение с ними неинтересно – вундеркиндам нечего от них почерпнуть. Случается, одарённые дети замыкаются в себе, создают свой собственный мир. На такого ученика навешивают ярлык «чудика», а если ко всему он недостаточно развит физически или слаб, – превращается в объект насмешек.
Истинным спасением для таких детей стали бы специальные учебные заведения, где разрабатывались бы и использовались индивидуальные программы развития, где талантливые педагоги помогали бы юным вундеркиндам развивать способности.
Но пока таких школ крайне мало – в основном они платные и сосредоточены в крупных городах. Так что большинству родителей одарённых учеников приходится искать выход из ситуации и помогать своему ребёнку самостоятельно. Впрочем, ситуация вскоре может измениться.
Правительством РФ принято постановление, согласно которому в России проведут своеобразную «перепись» одарённых детей, которая станет следующим шагом в реализации концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Как говорится в документе, основные задачи концепции – создавать условия для развития способностей всех детей и молодёжи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи. Оказывать поддержку лучшим учителям и учебным заведениям, распространять передовые методы обучения, оказывать помощь ученикам, проявившим выдающиеся способности и специальным образовательным организациям для таких детей.
Основными способами, которые позволят судить о степени способности детей, остаются предметные олимпиады школьников, всевозможные интеллектуальные и творческие конкурсы, перечень которых ежегодно утверждается Министерством образования и науки и публикуется на ведомственном сайте. После их проведения информация о призёрах и победителях будет передаваться в школы, где обучаются вундеркинды, и в организацию, ответственную за ведение реестра одарённых детей. Вероятнее всего, эти полномочия останутся у управлений образования. Там поступившие сведения будут проанализированы, на их основе подготовят предложения для школ по корректировке учебных программ для детей, нуждающихся в углублённом изучении тех или иных предметов. Следующим шагом станет разработка типовых программ, ориентированных на развитие одарённых ребят.
Для занятий не всегда нужен будет педагог – новая система предполагает использование дистанционных образовательных технологий, где роль учителя отходит на второй план.
Постановлением также оговариваются основные виды поддержки одарённых детей – от индивидуальной работы, нацеленной на развитие их талантов, до профориентации, помощи в трудоустройстве и психолого-педагогическом сопровождении, которое необходимо всем детям, а имеющим особенности в развитии – особенно. Как показывает практика, большинство одарённых детей, получив своевременную поддержку, становятся учёными, изобретателями, писателями – личностями, чьё призвание быть в авангарде науки, экономики, культуры.
Отправить комментарий