В шестнадцатый раз в Усинске состоялась муниципальная научно-практическая конференция «Шаг в науку», которая ежегодно собирает десятки школьников – самых одарённых, ищущих, инициативных, чей пытливый ум в, казалось бы, самых привычных вещах помогает разглядеть что-то необычное и сделать своё первое открытие.
В этом году «Шаг в науку» сделали более 70 учеников 7-11 классов общеобразовательных школ муниципального образования. При этом наиболее представительной выглядела команда девятиклассников – их приняло участие в НПК больше, чем представителей других классов.
Начиная с 2009 года, когда правила проведения НПК претерпели некоторые изменения, поучаствовать в научном форуме имеют возможность не только старшеклассники, но и ученики 5-х классов. И пусть выступать им предлагается вне конкурса, зато даётся возможность заявить о себе на уровне муниципального образования и доказать, что «на пятки» выпускникам уже наступает новое поколение юных исследователей, не менее одарённых, чем предшественники.
Как и прежде, формат НПК предполагал работу участников в секциях на базе общеобразовательных городских школ. Знатоки русского языка и литературы защищали свои проекты в СОШ №6, истории и обществознания – в СОШ №1. Физики и географы представляли свои исследовательские опыты в СОШ №3, математики и любители IP-технологий (информатика) в СОШ №4. Лингвисты блистали знанием языков Шиллера, Шекспира и Гюго, а также иностранной литературы в СОШ №5, а биологи, экологи и психологи выступали перед аудиторией в СОШ №2.
Надо отметить, что в оценке выступлений участников было задействовано не только профессиональное жюри из числа преподавателей, но и ученическое, в состав которого вошли призёры прошлогодней научно-практической конференции, победители предметных олимпиад и конкурсов. В новом для себя статусе ребята старались быть непредвзятыми и объективными, судить строго, но справедливо. Что, в общем-то, было несложно – ни преподавателям, ни школьникам нельзя было выставлять баллы представителям своих школ, оценочные бланки содержали перечень критериев, которые оценивались по 3-бальной системе. Экспертам следовало лишь дать заключение, какова степень раскрытия темы, насколько докладчик владеет материалом, грамотно и логично излагает мысли, насколько высок уровень представленных им материалов, соблюдает ли регламент. Немаловажное значение имело ораторское мастерство участников и умение дискутировать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Члены жюри, не первый год принимающие участие в работе НПК, уже привыкли к тому, что старшеклассники стараются подготовить проекты, отличающиеся неординарностью. Однако на этот раз ребята по-хорошему удивили – многие не ограничились теоретическим изложением и презентацией, но и подготовили уменьшенные, но действующие модели предлагаемых вниманию проектов.
Взять, к примеру, работу девятиклассника СОШ №3 Александра Соболева, который, выступая в секции географов, предложил идею создания в Усинске дома, энергоснабжение которого обеспечивается работой солнечных батарей и ветрогенераторов (ветряков). Выступление юного исследователя-конструктора было аргументированным, наглядным и весьма интересным, чем произвело большое впечатление на жюри. Отличился Саша и в секции физиков с работой, посвящённой двигателю Стирлинга, которая, кстати, и принесла ему победу.
Доклад девятиклассника школы №3 Данила Хохлова в этом же отделении был посвящён… мыльным пузырям. Несмотря на кажущуюся простоту проблемы, юному исследователю удалось рассказать собравшимся немало нового и интересного. Почему, по каким законам сфера мыльного пузыря образуется так и никак иначе, будут ли действовать на неё физические законы в космосе? Какие средства лучше использовать для домашнего приготовления раствора, чтобы выдуваемая «мыльная радуга» была стойкой к физическому воздействию? На все вопросы Данил сумел дать исчерпывающие ответы, а в качестве производного для мыльных пузырей посоветовал использовать обычное мыло.
А вот девятиклассник шестой школы Иван Соловьёв продемонстрировал не только знание принципов устройства блоков питания, но и сумел их изготовить в домашних условиях. Мощности приборчиков вполне достаточно для подзарядки мобильного телефона или аккумуляторов для фотоаппарата. Затраты, как рассказал «изобретатель», составили каких-нибудь 200-300 рублей на покупку комплектующих, а времени на изготовление ушло немного. Таким образом, Ваня сумел ответить на вопрос многих «как мне в жизни пригодится школьный курс физики?».
Интересными проектами порадовали и представители других научных секций.
В итоге лучшей в знании русского языка признана ученица 10 «а» «Роснефть-класса» Светлана Нам, литературы – ученица 9 кл. СОШ №1 Ольга Фокшан. Равных среди историков не было девятикласснице СОШ №1 Арине Селезнёвой, среди математиков – ученику 10 кл. четвёртой школы Павлу Потолову. В информатике лучшими были признаны проекты десятиклассника СОШ №4 Валерия Бондарева и одиннадцатиклассника СОШ №2 Никиты Макеенко. Настоящими знатоками иностранных языков стали ученики четвёртой школы – семиклассница Мария Нешкова и ученик 9 класса Сергей Воронов. В секциях «география», «биология, экология», «психология» и «технология» наивысшие баллы получили исследования соответственно Анастасии Хацкевич (9 кл., СОШ №3), Оксаны Гусевой (11 кл., СОШ №2), Марии Стрыгиной (10 кл., СОШ №6) и Дмитрия Милюкова (10 кл., СОШ №1).
Впереди у победителей, которые изъявят желание двигаться со своим проектом дальше, – региональная НПК «Молодые исследователи – Республике Коми». Ну, а счастливчиков, которым и в Сыктывкаре удастся стать лучшими, ждёт «Шаг в будущее» – межрегиональная конференция, в которой участвуют сильнейшие молодые исследователи России.
За ними – новые научные открытия и новый этап в развитии научно-технического прогресса.
Отправить комментарий