«Книжники» ХХ века

2 июля 2009 - 13:26

В воспоминаниях усинцев о становлении города, как правило, упоминаются люди таких профессий, как геологи, буровики, нефтяники, строители. И часто на газетных «задворках» остаются те, чей совсем не героический и не заметный труд внёс скромную лепту во Всесоюзную ударную комсомольскую стройку. Это я о работниках книжной торговли тех восьмидесятых…

1985 год. 3 января, сразу после Нового года, приказом Комикниготорга меня, продавца Печорского магазина, перевели в Усинск. Молодой и неопытной предстояло исполнять обязанности заведующей, Зинаиды Хаджибикаровны Хучбаровой, ушедшей в декретный отпуск. Еду с вокзала, в руке крепко зажат листок с адресом: ул. Нефтяников, книжный магазин. И всё.

За окном автобуса ни домика, ни какого другого строения не видно, сплошная вьюжная завеса. Сонная женщина-кондуктор указывает на едва различимую, притоптанную площадку, здесь, мол, выходи. На том месте, где сейчас высится здание Дома быта, торчат, как часовые, сугробы-великаны.

Оглядываюсь. Из приземистого здания, занесённого снегом по крышу, парок струится. «Баня», – решаю я. Прохожий, пробегая мимо, на ходу кричит, дескать, вот он, книжный магазин! Значит, не баня. Так началась моя усинская жизнь, подаренная Судьбой, о которой я никогда не жалела.

ДЕТИ РАЗНЫХ НАРОДОВ
Усинский книготорговый куст состоял из трёх магазинов: головного (ныне маг. «Берёзка») и поселковых – в Парме и Верхнеколвинске. Национальный состав коллектива, будто карта СССР в лицах: Губайда Минниахметова, Зоя Илинбаева, Разина Калимуллина, Наталья Николаева, Надежда Чернова, Хадишат Чергизова, Хнген Калайчян, Римма Добрякова, Вера Лесковская, Мария Калимуллина, Светлана Азарова. Это лишь некоторые из имён продавцов, стоявших у истоков книжного дела в Усинске.

Мне, уроженке Казахстана, не сложно было запомнить по-южному созвучные имена-фамилии девчонок. Намного труднее оказалось выучить в короткое время ФИО, а главное, узнавать в лицо всех ответственных товарищей «партхозактива» и контролирующих органов.

«КНИЖНЫЙ МАГАЗИН – НЕ ОВОЩНОЙ ЛАРЁК…
…а форпост работников идеологического фронта». Такая устоявшаяся формулировка определяла особенности книжной торговли тех лет. Во главу угла ставилось формирование идеологии советского человека: воспитание патриотизма, любви к Родине и коммунистической партии. На книжных полках, в отделе официальной литературы обязательно стояли многотомные работы авторов идей марксизма-ленинизма, материалы пленумов, съездов ЦК КППСС и т.п.

Более того, книжные работники должны были знать, как таблицу умножения, поимённо членов Политбюро, руководителей дружественных Советскому Союзу (и не только) стран, даты проведения важных государственных визитов и так далее.

И продавцы книг пропагандировали курс, задачи и цели руководителей партии и Правительства в многочисленных программах воспитания достойного гражданина своей страны. Популярные в те годы лозунги: «Знание – сила», «Задачи и идеи ленинской партии через книгу – в массы».

Предугадываю иронию и скепсис молодых читателей. Да, друзья, главенствовала идеология, рассчитанная на многие годы больших свершений.

Идеей строительства светлого коммунистического будущего мы были пропитаны с раннего детства, мечтая о новом обществе. И это не было пустыми, громкими словами. Во всяком случае, я не встречала пионера, посылающего учителя по короткому, но ёмкому адресу, комсомольца в наркотическом угаре или партийного работника, уклоняющегося много лет от уплаты алиментов.

«ВОЛК» – НАШ ДРУГ И ТОВАРИЩ
Книжный магазин был одним из первых культурных мест в необустроенном ещё молодом городе. Здесь люди встречались после работы, обменивались новостями и даже назначали свидания. Мимо здания, расположенного на перекрёстке четырёх дорог (одна из них шла в Романтику и Фантазию), мало кто проходил мимо. Сама атмосфера «книжного мира» располагала людей к поиску новых увлечений, идей и интересов. В торговом зале стихийно создавались группы любителей шахмат, сторонников поэзии Серебряного века или поклонников детективного жанра. Добрая половина покупателей состояла во Всесоюзном Обществе любителей книги. Сокращённо «ВОЛК».

Усинский филиал «волков» возглавлял Феликс Гельман, в те годы главный редактор газеты «Усинская новь». В активе – Лидия Дуброва (библиотека горкома), Тамара Шалыгина (УБР), Наталья Хуснетдинова («Усинскстрой») и многие другие ценители книги.

Какие интересные мероприятия проводились прямо в центре торгового зала! Музыкально-литературные вечера, встречи с поэтами, жаркие дискуссии и викторины среди знатоков классики. Каждая встреча превращалась в светлый, незабываемый праздник, будь то чествование ветеранов ВОВ или «Книжкина неделя» для детей.

КАК РАНЬШЕ БЫЛО…
В новый строящийся город приехали со всех концов страны молодые специалисты. Разбросанность буровых вышек, строительных площадок, отсутствие достаточного свободного времени не всегда позволяли людям приобрести необходимую литературу для работы и учёбы. Продавцам приходилось поочерёдно отправляться на выездную торговлю в отдалённые нефтяные посёлки. Подписная кампания на спецлитературу проводилась, как правило, в январе-феврале, в самые морозы. Рано утром вместе с вахтовиками девушки выезжали в дальний путь – на 51-ю буровую, Харьягинское месторождение...

Вручив работягам темпланы выпусков литературы, они обстоятельно рассказывали (через микрофон водителя) о новинках издательств «Стройиздат», «Недра», «Энергоиздат» и т.п. Ко времени приезда на место работы «полевая картотека» насчитывала сотню-другую заказов. По пути следования обратно в Усинск «книжники» информировали уже новую смену вахтовиков.

Иногда, на помощь приходили книголюбы, представители предприятий, организаций и учреждений. Они активно участвовали в распространении технических справочников, энциклопедий, нормативных, строительных документов непосредственно на рабочем месте.

Профессия продавца книги всегда отличалась от любой другой профильной специальности и «Общими правилами советской торговли» не ограничивалась. Работа во многом состояла из личностных отношений, ответственности перед покупателем.

Заказал, к примеру, строитель Михаил Кушнир определённые СНиПы, при получении данного издания продавец отправлял ему почтовую карточку. И, наоборот, поступила редкая книга для узкого специалиста, например, онколога, не вошедшая в план выпуска, звоним Марку Тевелёву.

Существовала огромная картотека специалистов, многие из которых числились в ней по нескольку лет. Какое-то тесное и чуткое отношение рождалось и существовало между книжниками и постоянными покупателями. Мы знали чуть ли не каждого в лицо, были в курсе интересов и увлечений семьи, заучивали на память сложные технические, медицинские, юридические термины. Помнили, в каких кружках и секциях занимаются их дети, разбирались в шахматных гамбитах и видах экзотических рыб в домашних аквариумах.

ПОЖЕЛТЕВШИЕ ФОТОФАКТЫ
В торговой деятельности книжных магазинов Усинского района обязательно отражалась идеологическая значимость всех дат и событий. А год моего прибытия в Усинк, 1985-й, был особенно богат на знаменательные праздники. 27 съезд КПСС, 50-летие стахановского движения, 40-летие Победы советского народа в ВОВ. По поводу празднования священной юбилейной даты руководство Коми книготорга объявило конкурс среди книжных магазинов. По результатам труда впервые наш коллектив вышел на третье призовое место в республике.

Листая старый фотоальбом, я наткнулась на пожелтевшую программу торжественного собрания (от 16 марта 1985 года), посвящённого десятилетию Усинского района. В только что отстроенный Дом техники (так раньше назывался ДК), приехали именитые гости. Председатель ВЦСПС Степан Шалаев, экс-первый секретарь Усинского горкома партии Юрий Спиридонов и, говоря в духе советского времени, другие официальные лица.

Выездная торговля, как правило, проводилась в выходные дни, в нерабочее время, на событийных мероприятиях. Отправлялись в близлежащие сёла и деревни. Особенно запомнился Седьмой республиканский фестиваль советско-болгарской дружбы «Усинск-85», проводившийся летом в Колве.

Не раз доводилось торговать книгами и перед вечерними киносеансами в КСК.

Книжная торговля прошлых лет, конечно, была специфична, соответствовала требованиям советского времени: восторженному, полному энтузиазма и богатому на неповторимые события.

В этой статье-воспоминании затронут лишь малый временной отрезок деятельности государственной книжной торговли Усинского района.

И, возможно, данный материал окажется первым рассказом о работе Усинского книготоргового куста периода 1978–1992 годов, не вошедшим ни в одно издание об истории города.

Наталья ОСОКИНА–СЕДОВА
Фото Николая СЕМЕННИКОВА
Из архива

Отправить комментарий