Учебный год позади. Итоги и выводы

23 июля 2009 - 16:15

Конец июля. В самом разгаре летние каникулы, большая часть усинских детишек разъехалась по лагерям-бабушкам. Но у коллективов учреждений образования работы меньше не стало – идёт активная подготовка к новому учебному году.

Об успехах усинских педагогов в минувшем учебном году и планах на следующий рассказывает Татьяна Анисимова, заместитель руководителя Управления образования.

ОТРАБОТАЛИ ПОЧТИ НА СТО
По итогам учебного года уровень успеваемости в общеобразовательных учреждениях составил 99,9%, что на 0,1 выше, чем в прошлом учебном году.

Отличников и хорошистов к общему числу учащихся стало 36,2%, что на 0,4% лучше прошлогоднего показателя. Динамика роста произошла в основном за счёт сельских школ. Больше стало и выпускников, окончивших школу с золотой и серебряной медалями, увеличивается резерв будущих медалистов, выпускников 9-х классов.

Результаты учебной работы определяют также по уровню обученности (количество окончивших обучение удовлетворительно к общему количеству учащихся). Здесь следует отметить коллективы, добившиеся 100%-ых показателей: СОШ № 4, 5, 6, прогимназии, ООШ с. Усть-Лыжа, д. Денисовка, НШДС д. Новикбож, Акись, Васькино, п. Усадор, с. Колва.

Вышеуказанные показатели на прежнем уровне не удалось сохранить в СОШ № 1, 3, ООШ пгт Парма. Отрицательная динамика в успеваемости учащихся отмечается в СОШ № 2, НОШ № 7, ООШ д. Захарвань; ниже показатели качества обученности учащихся в ООШ с. Усть-Лыжа, НШДС п. Усадор.

ЕГЭ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДЛЯ ВСЕХ
Единый государственный экзамен, который с этого года является обязательной формой аттестации в средней школе, сдавали 99,2% из общего числа выпускников 11-х классов. Четверо учеников не прошли по уважительным причинам. С этого года обязательными для получения аттестата о среднем (полном) общем образовании были только два экзамена – по русскому языку и математике. По русскому языку преодолели минимальный порог (37 баллов) 96% выпускников, не справились 4%. Самый высокий результат, 85 баллов из 100, набрали учащиеся СОШ№ 4, 5. Средний тестовый балл по Усинску составил – 56, что в целом соответствует ситуации в республике.

По математике минимальный порог (21 балл) преодолело 93,7% выпускников. Самый высокий результат по этому предмету – 80 баллов из 100 набрал выпускник СОШ № 4. Средний тестовый балл составил по Усинску – 44,5, что выше результата прошлого года на 5,8 балла, этот показатель выше и республиканского.

Таким образом, аттестат о среднем (полном) общем образовании получили 93,1% выпускников. Для сравнения, в 2008 году их было 68,6%. Из 30 человек, получивших справки, 28 – учащиеся ОСОШ. По желанию они могут поступать в учебные заведения на основании аттестата за 9 класс или вновь сдавать ЕГЭ на следующий год на общих основаниях.

ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
В минувшем учебном году в Усинске проводился эксперимент по введению ЕГЭ в качестве итоговой аттестации для выпускников 9-х классов.

В пробной аттестации участвовало 23,5% девятиклассников. Уровень обученности составил 95%, качество – 65,7%. Однако, реальную оценку качества подготовки мы получим в следующем году, когда новая форма итоговой аттестации войдёт в штатный режим.

Такая внешняя, независимая оценка позволяет администрации школ и педагогам выявлять «проблемные зоны» своей деятельности, своевременно вносить в неё коррективы, определять прогнозы на будущее. Выпускники же имеют возможность получить независимую оценку своих образовательных достижений и на основе её планировать свою будущую образовательную траекторию.

СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ
Одной из задач, поставленных руководством управления образования перед педагогами, стала систематическая подготовка участников республиканского и всероссийского этапов Всероссийской предметной олимпиады школьников. Результат не замедлил себя ждать: количество призёров республиканского этапа возросло с 18 человек до 21. Трое учащихся усинских школ были приглашены для участия в заключительном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников.

Городской банк данных «Одарённые дети Усинска» с каждым годом становится больше, увеличивается число призёров и участников олимпиад, победителей конкурсов и соревнований республиканского и федерального уровней. Талантливая молодёжь города и района отмечена различными премиями и стипендиями.

ПОДДЕРЖКА ЛУЧШИХ ПЕДАГОГОВ
С началом реализации нацпроекта «Образование» педагоги усинска регулярно участвуют в конкурсе на соискание президентского гранта. Несмотря на то что в этом учебном году участников конкурса было 10 человек, против 17 в прошлом, в число победителей конкурса вошли девять учителей, а не как в прошлом – пять.

Порадовала нас победа молодого педагога Е. Шарафетдиновой в республиканском конкурсе «Учитель года», которая завоевала III место (первая победа в таком конкурсе за последние 10 лет). Эти успехи стали возможны благодаря поддержке администрацией города творчески работающих педагогов.

Также на территории муниципального образования реализуется целевая программа «Развитие образования на 2008–2010 годы», в рамках которой предусмотрено премирование не только инновационно работающих образовательных учреждений, но и творчески работающих учителей.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Не последнее место среди факторов, влияющих на качество образовательных услуг, занимает обеспеченность школ компьютерной техникой и возможность пользоваться мультимедийными ресурсами.

На сегодня доступ к сети Интернет имеют 18 общеобразовательных учреждений. В двенадцати школах оборудованы компьютерные классы. Планируется за летний период закупить еще три компьютерных класса: в Пармскую и вечернюю школы и начальную школу № 7.

В образовательных учреждениях Усинска на один компьютер приходится девять учащихся, в прошлом учебном году – девятнадцать. Стандартные базовые пакеты лицензионного программного обеспечения поступили в 21 образовательное учреждение. На базе ЦДОД начал работу муниципальный ресурсный центр по информатизации. Благодаря этому только в прошедшем учебном году более 80 педагогов были обучены методике внедрения информационных технологий в образовательный процесс. На первом этапе были обучены преподаватели городских школ, а в этом учебном году планируется обучение сельских педагогов.

ОЧЕРЕДЬ В ДЕТСАД СОКРАТИЛИ ДО МИНИМУМА
Сохраняется тенденция увеличения количества воспитанников в городских и сельских дошкольных учреждениях. Наполняемость групп на сегодняшний день в среднем 21,4 чел. (2007г. – 22,3). Это говорит о снижении уплотнённости дошкольных групп и приведение предельной наполняемости групп к норме (не более 20 человек). Открытие нового детского сада №14 позволило решить проблему устройства детей целого микрорайона.

Создана единая муниципальная база данных детей, нуждающихся в устройстве в ДОУ, на основании которой формируются списки очерёдности по году рождения детей и доводятся до сведения родителей и общественности города.

ОРГАНИЗАЦИИ КРУГЛОГОДИЧНОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Различными формами оздоровления, отдыха и занятости в период с 1 января по 1 июля 2009 г. было охвачено 4180 детей (72,3% от общей численности). В следующий, до 1 сентября, период планируем задействовать 1507 детей (24,8%).

Лагеря с дневным пребыванием, лагеря труда и отдыха, «Отряд мэра» работали на базе всех образовательных учреждений. Загородные оздоровительные, санаторные лагеря организованы на Черноморском побережье, на Азовском море. В период осенних каникул также планируется организация лагерей с дневным пребыванием и загородных лагерей (Санкт-Петербург, Геленджик). Путёвки в оздоровительные лагеря выделялись в первую очередь для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: из малоимущих и многодетных семей, состоявших на профилактических учётах в КПДН, ОПДН, сельским детям, а также оставшимся без попечения родителей и одарённым детям.

В целом за период круглогодичного оздоровления детей в 2009 году всеми видами отдыха планируется охватить 96% детей и подростков МОУ(в 2008г.– 80% от общей численности детей школьного возраста).

Подводя итоги учебного года можно сделать вывод о том, что школы и детские сады муниципального образования в последние годы существенно меняются. Изменения касаются таких направлений, как модернизация процесса обучения, существенное укрепление материально-технической базы учреждений, внедрение информатизации, организация профильного обучения на старшей ступени, оптимизация сети образовательных учреждений.

Вместе с тем, несмотря на осуществляемые меры по развитию муниципального образования, пока продолжает сохраняться неудовлетворённость качеством предоставления образовательных услуг и их несоответствием общественным ожиданиям. И перед педагогическим сообществом муниципального образования стоит главная задача – формирование нового качественного образования.

Подготовила
Наталья ОСОКИНА-СЕДОВА

Отправить комментарий