С 2009 года Единый государственный экзамен стал официальной формой государственной итоговой аттестации одиннадцатиклассников. Выпускники школ в обязательном порядке сдают ЕГЭ по математике и русскому языку и дополнительно выбирают экзаменационные предметы в соответствии с утверждённым Министерством образования и науки РФ перечнем дисциплин, необходимых для поступления в конкретный вуз на определённую специальность.
В течение пяти лет ведётся эксперимент по внедрению подобной (тестовой) формы государственной итоговой аттестации и для девятиклассников. Что нового ждёт школьников во время сдачи экзаменов в следующем году? Изменится ли порядок их проведения?
- Порядок и правила проведения ЕГЭ изменений по сравнению с прошлым годом не претерпели, - говорит заведующая сектором контроля качества образования Министерства образования Республики Коми Ольга Мазанова. - А вот сами задания, в частности по математике, изменились. Как известно, ежегодно содержание и структура экзаменационной работы корректируется, чтобы учесть замечания и исправить недостатки, обнаруженные во время проведения экзамена в прошлом году. 12 июля 2009 года в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ) был утверждён документ под названием «Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по математике 2010 года». Судя по которому в новом году задания ЕГЭ по этому предмету будут существенно отличаться от заданий прошлых лет. Так, в КИМах по математике больше нет части А, в которой ученику предлагалось выбрать один из предложенных вариантов ответа.
Часть В содержит 12 заданий на которые необходимо дать краткий ответ (целое число, либо конечная десятичная дробь), в части С на 6 заданий требуется ответить развёрнуто (привести полное решение с обоснованием каждого шага).
Задания первой части предназначены исключительно для проверки базовых знаний и соответствуют уровню обычной средней школы без углублённого изучения математики. Среди заданий второй части есть четыре задания повышенного уровня сложности и два задания очень высокого уровня сложности, предназначенные для сравнения уровня подготовки при поступлении в вузы и на факультеты, где математика является профильным предметом.
Экзаменационная работа по математике будет содержать задания по таким направлениям, как алгебраические выражения и преобразования, уравнения и неравенства, числовые функции и последовательности, начала математического анализа, геометрия и стереометрия. Заданий на тему «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей» в ЕГЭ-2010 не будет. Тем не менее, возможно появление заданий, для выполнения которых потребуется анализ данных, представленных в графической или в форме таблиц.
Кстати, Демо-версия ЕГЭ по математике на будущий год опубликована 1 октября этого года, она также размещена в Интернете и учащиеся уже сегодня могут испытать свои силы, пройдя тест. Надо отметить, что всего предложено около пяти тысяч вариантов КИМов и работа над ними продолжается.
Что касается проведения Г(И)А – полное название «Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования с участием территориальной экзаменационной комиссии (ТЭК)», – то пока утверждённых новых правил её проведения в Министерство образования РК и, соответственно, в управление образования г. Усинска не поступало. Но известно, что они разрабатываются и есть вероятность, что с 2010-2011 учебного года проведение аттестации в форме тестов перестанет быть экспериментом, а будет основной формой итоговой проверки знаний девятиклассников. Об этом недавно в интервью агентству «Интерфакс» заявила руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова.
Однако и учеников 9-х классов, и их родителей уже сегодня интересует, как будет проходить государственная (итоговая) аттестация в 2010 году, как справились с испытанием учащиеся, сдававшие экзамены в 2009 году, и как быть тем , кто на экзамене получит «неуд».
Вот что говорит координатор проведения Г(И)А в Усинске, главный специалист по общему образованию городского управления образования Елена Кунцевич:
– Предложенная система аттестации позволяет не только объективно и дифференцированно оценивать качество подготовки выпускников, но и помогает обучающимся в профессиональной самоориентации, педагогам – в организации индивидуальной работы с обучающимися, осуществлении отбора в профильные классы на старшей ступени общего образования.
В прошлом учебном году девятиклассники усинских школ впервые принимали участие в эксперименте по проведению Г(И)А с участием ТЭК. В сельских школах муниципального образования экзамены проводились в традиционной форме.
В шести городских школах (в отличие от ЕГЭ итоговая аттестация девятиклассников проходила в той же школе, где они обучаются) ребята сдавали два обязательных экзамена – алгебру и русский язык, а два предмета – по выбору, но уже в традиционной форме. Кстати, наиболее популярными среди предметов по выбору были история, обществознание и биология.
По сути форма заданий и принцип сдачи экзамена с участием ТЭК для 9-х классов сходны с ЕГЭ. На выполнение заданий по алгебре и русскому языку отводилось 240 минут (4 часа). На экзамене по алгебре запрещалось пользоваться калькулятором (как и на ЕГЭ по математике), ребята имели право пользоваться таблицей квадратов, а также справочными материалами, содержащими основные формулы.
Экзаменационная работа по русскому языку состояла из трёх частей: сжатое изложение: выполнение тестовых заданий на основе анализа содержания прочитанного текста; сочинение-рассуждение на лингвистическую тему или сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания предложенного текста. При выполнении экзаменационной работы по русскому языку в течение всего экзамена разрешалось пользоваться справочными материалами, предусмотренными инструкцией.
Экзаменационная работа по алгебре состояла из двух частей, при этом время на выполнение первой части было ограничено (90 минут). По истечении полутора часов организаторы собирали первую часть работы, а вторую учащиеся сдавали по мере завершения, но не позднее чем через 4 часа после начала экзамена. Особенностью при проверке работ по алгебре было то, что если учащийся за первую часть работы набирает менее 8 баллов, то вторая часть работы не проверяется.
Это, наверное, несправедливо. Ведь экзамен – это стрессовая ситуация и, волнуясь, ученик мог с первыми заданиями не справиться. Зато, собравшись и настроившись, сумел бы другие написать гораздо лучше и в результате получил бы положительную отметку. Останется ли такой порядок и во время сдачи Г(И)А как основной формы итоговой аттестации девятиклассников – пока неизвестно.
Как отметила Елена Васильевна, по завершению экзамена выполненные учащимися работы сдавались представителю ТЭК, который передавал их председателю комиссию для шифрования. Проверялись они в специально созданной предметной комиссии, при этом вместо ФИО ученика стоял определённый цифровой код (шифр), поэтому проверяющие не знали из какой школы, и кто выполнял данную работу. Шкала перевода баллов за экзаменационную работу в школьную отметку направлялась по электронной почте из Министерства образования РК за час до окончания экзамена.
– В прошлом году каждая школа самостоятельно выбирала класс, который будет принимать участие в эксперименте, а также один из основных предметов для сдачи, – продолжает Елена Кунцевич. – В экзамене по русскому языку участвовали девятиклассники первой и второй школ города – всего 50 человек. Из них на «5» с заданиями справились 6 человек, на «4» – 20 человек, на «3» – 21, на «2» – 3 ученика. По данному предмету процент обученности выпускников составил 94 процента, качества знаний – 52 процента. Оставшиеся школы – третья, четвёртая, пятая и шестая – участвовали в экзамене по алгебре. Всего сдавали этот предмет 92 девятиклассника. Из них получили «5» 34 человека, «4» – 39 человек, «3» – 15, а «2» – 4 ученика, что соответствует 95,6 процента обученности по предмету и 79,3 процента по качеству знаний. Ученики готовы к сдаче итоговой аттестации в форме тестов. Многие из них посчитали такой экзамен более лёгким, чем по билетам.
«На экзамене школьник получил «двойку». Что дальше?»
– Согласно приказу Минобразования РК для учащихся, получивших неудовлетворительную отметку, устанавливаются сроки повторной сдачи экзаменов, – говорит Елена Васильевна. – Экзамены могут быть проведены как в новой, так и в традиционной форме (по выбору) в установленные сроки. Если учащийся повторно получает «неуд», администрация школы ставит в известность родителей и уже по их усмотрению – либо ребёнку выдаётся справка установленного образца, либо он остаётся на повторное обучение в 9-м классе. Согласно ст. 10 Закона РФ «Об образовании», учащиеся и их родители (законные представители), кроме очной, имеют право выбрать для ребёнка иную форму получения образования: очно-заочную (вечернюю), экстернат. Но для получения основного общего образования выпускнику всё равно предстоит государственная (итоговая) аттестация с участием ТЭК.
Важно помнить, что дети, не освоившие образовательные программы предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
Как отметила Е. Кунцевич, и в ЕГЭ, и в государственной (итоговой) аттестации есть профориентационное начало. Ученик, собираясь продолжить обучение в десятом классе, выбирает помимо основных и дополнительные предметы, ориентируясь на профиль класса, в котором будет учиться дальше. То же касается и ребят, которые после девятого класса собираются поступать в средние специальные учебные заведения. Конечно, пока единицы училищ и техникумов по России приём осуществляют по результатам Г(И)А. Однако как будет развиваться эксперимент – неизвестно, и вероятность такого поворота дела отметать не стоит. Кроме того, сдав экзамен и увидев его результат, ученик уже может оценить свои возможности и подумать, стоит ли идти в десятый класс или лучше поступать в техникум, чтобы получить и образование, и профессию. Естественно, если он пожелает ещё два года учиться в школе, запретить ему никто не сможет. Другое дело, каким будет результат.
Ещё один момент: во время апробации (эксперимента) государственная (итоговая) аттестация проводится исключительно на добровольной основе. Для того, чтобы сдавать экзамен в новой форме, ребёнок пишет заявление о допуске к Г(И)А. Если же соответствующего желания и заявления нет, экзамен для него пройдёт в традиционной форме (по билетам).
Каким образом будет проходить экзамен для девятиклассников в этом году, будет ли он признан основной формой аттестации, появятся ли в положении и правилах его проведения изменения – всё это станет известно совсем скоро. И мы непременно об этом расскажем, ведь это волнует как учеников, так и их родителей.
Татьяна ЧЕРНОБРОВКИНА
Отправить комментарий