В Сыктывкаре завершился конкурс «Лучший учитель» среди педагогов общеобразовательных учреждений Республики Коми. В числе 25 победителей этого года – шесть усинских педагогов.
В республике конкурсный отбор лучших учителей проводится с 2010 года. Победители получают денежное поощрение – 100 тысяч рублей – в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Средства перечисляются из республиканского бюджета.
Как и в прошлые годы, имена лучших определила республиканская конкурсная комиссия, в состав которой вошли представители различных общественных организаций. Среди основных критериев конкурсного отбора учитывались динамика учебных достижений школьников, результаты их внеурочной деятельности, успехи педагога в качестве классного руководителя, использование в обучении современных образовательных технологий, участие в профессиональных конкурсах различных уровней, проведение мастер-классов, семинаров и конференций. Кропотливая работа экспертов конкурсной комиссии по изучению пакетов документов участников конкурса (в этом году их было более двухсот) заняла несколько месяцев. В итоге были названы двадцать пять лучших педагогов Республики Коми.
Каков он, современный учитель? Добрый, внимательный, любящий своих учеников, опытный педагог-новатор, умеющий преподнести ученикам даже самый сложный учебный материал в доступной для понимания форме.
Именно такими оказались наши усинские педагоги-победители – учитель русского языка и литературы А. Андрюхина (СОШ №5), учитель информатики А. Зайкова (СОШ №2), учитель физической культуры Т. Давидовская (СОШ №1) и учителя начальных классов С. Джармокова (НОШ №7), Е. Брюховецкая и Л. Тараканова (СОШ №4).
Кроме педагогической деятельности, их объединяет ещё одна общая черта: с выбором профессии они определились ещё в детстве. В основном – по примеру родителей-педагогов и первых школьных наставников, сумевших привить им любовь к непростой работе учителя.
– В отношении c детьми главное – искренность, – считает учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе НОШ №7 Софият Джармокова. – И любовь, конечно. У меня даже злиться на своих учеников не получается, порой просто посмотрю на них строго, и всё, ребята сразу становятся внимательными и послушными.
В прошлом учебном году С. Джармокова и её 3 «б» победили в муниципальном конкурсе «Класс года» среди школьников начального звена. По словам Софият Мухамед-Аминовны, её успех в республиканском конкурсе стал своего рода продолжением долгой и кропотливой работы с классом.
Примечательно, что трое из усинских учителей-победителей работают в начальных классах. И тем более значимы их достижения на республиканском уровне. Ведь известно, что одним из критериев профессионального конкурса являлось участие школьников в предметных олимпиадах и высокие баллы при сдаче ЕГЭ. Но ученики начальных классов не сдают экзамены, в этом возрасте непросто разгадать будущего физика или лирика, а значит, и готовить их к учебному процессу сложнее.
– Каждый ребёнок в чём-то талантлив, – поясняет ещё один «Лучший учитель» Елена Брюховецкая из СОШ №4, – а задача учителя начальных классов как раз и заключается в том, чтобы помочь школьникам раскрыть свои возможности.
Этот подход в обучении стал для Елены Владимировны профессиональным кредо. Вместе со своей коллегой Любовью Таракановой, также преподающей в начальной школе, они подготовили учеников СОШ №4 к участию в международных интеллектуальных играх «Эрудиты планеты», проходивших в 2010 году в Москве. Усинские ребята тогда стали настоящим открытием конкурса – заняли призовые места сразу в нескольких номинациях. И следующие два года они успешно подтверждали свои лидерские позиции.
Любовь Тараканова – одна из самых опытных среди победителей нынешнего конкурсного отбора «Лучший учитель». В Усинске она заканчивала школу, сюда же вернулась после окончания Красноуфимского педагогического училища в 1980 году. Затем получила высшее образование в КГПИ. И что показательно, уже в 33 года она стала «Отличником народного просвещения». Её нынешние «второклашки» – уже четырнадцатый по счёту класс педагога Таракановой!
Особым можно назвать класс другой победительницы профессионального конкурса, учителя русского языка и литературы из пятой школы Анжелы Андрюхиной. Большую часть предметных дисциплин она проводит в кадетских классах, а в одном из них является классным руководителем. Четвёртый год она «командует» девятнадцатью кадетами, которые, к слову, демонстрируют завидные успехи и в учёбе, и во внеурочной деятельности. Стены в классе украшают многочисленные грамоты и благодарственные письма, которыми талантливых ребят и их педагога отмечают на самых разных уровнях.
– Работать с мальчишками очень интересно, – утверждает она. – Тем более с кадетами. Они собранные, дисциплинированные и, что немаловажно, чётко знают, для чего учатся, какие цели стоят перед ними в будущем.
А вот для учителя информатики из СОШ №2 Анны Зайковой путь к педагогике оказался непростым. Хотя, казалось, было всё предопределено: она – учитель в третьем поколении, выросла в семье преподавателей физики и математики. Но именно родители отговорили её поступать в педагогический вуз. И тогда она стала студенткой кафедры прикладной математики и кибернетики Томского государственного университета. После окончания вуза Анна Вадимовна несколько лет жила в Ухте, где работала инженером-метрологом на заводе, начальником лаборатории измерительной техники и даже была депутатом Ухтинского городского совета. Потом переехала в Усинск и снова работала на инженерных должностях. Пока в 2005 году Анне Зайковой не предложили вакансию учителя информатики во второй школе. И вот уже семь лет она учит ребят «компьютерной грамоте». Кстати, в этом деле у Анны Вадимовны свой, современный подход.
– Заинтересовать детей «сухими» цифрами компьютерных алгоритмов и математических формул непросто, особенно сегодня, когда у них под рукой Интернет, всевозможные гаджеты и «планшетники», – поясняет А. Зайкова. – Если мы не будем шагать в ногу со временем, нас, учителей, не будут слушать. Поэтому я разработала свою обучающую методику в виде специальных тестов – они написаны доступным языком и, что самое главное, позволяют школьникам быстро разобраться в изучаемой теме. Результаты себя не заставили ждать: вот уже четыре года подряд ученики показывают высокий результат на ЕГЭ.
С 1995 года ведёт уроки физкультуры в первой школе Татьяна Давидовская. «Я работу свою люблю, а ещё больше – детей, с которыми работаю», – говорит она. В профессии учителя для неё всё сошлось – и обожаемый с детства спорт, и общение с мальчишками и девчонками.
– Отношение к ребятам у меня особое, каждый из них для меня в первую очередь – личность, – поясняет Татьяна Николаевна, – когда сама была подростком, очень хотела, чтобы взрослые относились ко мне именно так. При этом о профессии учителя не помышляла, а мечтала быть тренером по баскетболу. Играла в него со второго класса, занималась в спортивной школе. И был у меня там свой учитель, точнее – тренер, который и посоветовал выбрать профессию. Я окончила Гродненский техникум физической культуры, но неожиданно для себя попала по распределению в школу. И нисколько об этом не жалею.
В чём профессиональный секрет успеха этих учителей? Он прост: несмотря на многолетний стаж, каждая из них относится к педагогике не как к работе. Скорее как к призванию, где есть всё – и непростые испытания, и долгожданные победы, и заслуженные награды. Чествовать усинских победителей конкурсного отбора «Лучший учитель» по традиции будут в октябре – в канун их профессионального праздника.
Поздравляю всех учителей! Елену Брюховецкую особенно!
Отправить комментарий