В этом году Усинская специальная коррекционная общеобразовательная школа отмечает своё 20-летие. Сегодня здесь обучаются 50 учеников, 24 из них – дети с ограниченными возможностями здоровья.
Считается, что уровень цивилизованности общества определяется его отношением к детям, инвалидам, пожилым людям. Каждый человек, будь то ребёнок или взрослый, здоровый или больной, имеет равные права на жизнь и развитие. Если это так, то Усинск – город цивилизованный. В этом убеждаешься, когда видишь, как организован процесс обучения в коррекционной школе.
Свою главную задачу педагоги школы видят в том, чтобы сделать максимально эффективной адаптацию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в обществе, привить навыки социально-адекватного поведения. Сделать жизнь детей более радостной, продуктивной и эмоционально насыщенной.
Добиться этого непросто: отрицательный социальный опыт детей-инвалидов, непредсказуемое поведение, болезненную реакцию на общение можно перебороть только безграничным терпением, верой и любовью к своим ученикам.
– Работать в школе нашего профиля очень непросто, – говорит директор СКОШ Марина Крышнева. – Помимо педагогического тут как нигде важен опыт положительного общения с людьми, и в особенности – с так называемыми «трудными детьми». А ещё – умение терпеливо делать свою работу, порой по много раз повторяя одно и то же, пока не научишь ребёнка необходимым знаниям и навыкам.
Это непростое дело лежит на плечах небольшого коллектива СКОШ. Здесь трудятся те, кто по-настоящему влюблён в профессию, те, кого не пугает ответственность работы с детьми-инвалидами. Это – учитель естествознания Ольга Полухина, педагог-дефектолог Ирина Святохо, преподаватель технологии (трудового обучения) Галина Сергеева, учитель начальных классов, самый молодой педагог СКОШ – Татьяна Охотская.
Основа обучения в «коррекционке» – это труд. С каждым классом время уроков технологии увеличивается. Углублённая трудовая подготовка помогает выпускникам находить себя после школы.
Сейчас помимо основных направлений трудового обучения, таких, как столярное и швейное дело, школьники осваивают специальности штукатуров-маляров и мастеров по художественной обработке материалов. В классах, где проходят уроки труда, можно увидеть прекрасные работы из дерева: вырезанные фигурки людей и животных, модели автомобилей, различные украшения и обереги. Всё это сделано руками ребят. Кстати, эти работы участвуют в городских и республиканских конкурсах детского творчества, где всегда отмечаются членами жюри.
Приучить детей к труду – значит, дать им шанс на полноценную жизнь. Особенно это актуально для ребят, испытывающих трудности не только со здоровьем, но и в обучении.
За 20 лет СКОШ окончили более сотни выпускников. Большинство из них сегодня работают на предприятиях города, многие продолжают учёбу в Усинском политехническом техникуме, осваивают новые профессии.
Большое внимание в школе уделяют и творческому развитию детей. В СКОШ имеется своя костюмерная, все наряды в ней созданы руками детей и педагогов. В общешкольных праздниках принимают участие все без исключения: поют, читают стихи, танцуют, ставят театральные постановки. Коллектив школы даже устраивал выездные концерты – ребята посещали Дом-интернат для престарелых граждан, общество инвалидов, Совет ветеранов.
Ещё одно важное направление работы с детьми-инвалидами – это физическая культура. Бережное отношение к своему здоровью, ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия. В коррекционной школе проводится комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся. В центре внимания – вопросы физического воспитания, которое является универсальным средством укрепления и сохранения здоровья детей с ограниченными возможностями. Большая заслуга в этом педагога-психолога Анны Самойловой.
– Уроки физической культуры, особенно в начальных классах, должны быть эмоциональными, вызывать интерес учащихся к двигательной активности, – рассказывает Анна Геннадьевна. – Дети с нарушениями интеллекта обычно малоинициативны, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение учителя. Поэтому урок нужно выстроить так, чтобы заинтересовать детей, вызвать у них интерес.
Руководит СКОШ Марина Крышнёва. Про неё коллеги говорят: учитель с большой буквы. Именно под руководством Марины Ивановны коррекционная школа из «казённого» заведения превратилась в уютный тёплый дом. Школа перестала быть «вещью в себе», её ученики стали активнее участвовать в конкурсах, фестивалях и даже спортивных соревнованиях. К примеру, ни одно первенство по шахматам и шашкам не обходится без их участия.
Свою цель в педагогической работе Марина Крышнёва определяет так: «Ребёнок родился. Не его вина, что он не такой, как другие. Он должен быть любим, ему должно быть комфортно в той среде, где он живёт и учится. Наша задача – этот комфорт ему обеспечить».
Отправить комментарий