Учитель, наставник и друг

9 октября 2012 - 23:24

Сложно быть первым, особенно если от твоих действий зависят чьи-то судьбы. В этом смысле труд учителей начальных классов, такой важный и необходимый, приобретает ещё большую значимость. Ведь именно от них зависит и отношение первоклассников к школе, и то, с каким багажом знаний и умений ребята войдут во взрослую жизнь.

Год назад российские школы, а точнее их начальная ступень, перешли на новые федеральные государственные образовательные стандарты, утверждённые Министерством образования и науки РФ. Принципиальное отличие новых правил педагогики заключается в их нацеленности на личностный результат. Если раньше в обучении акценты делались на знания, то теперь на первое место выходит личность самого ребёнка и происходящие с ней в процессе обучения изменения. А потому образовательные стандарты включают в себя целый ряд форм и методов работы, учитывающих личностные особенности каждого школьника.

В усинской школе №3 внедрение новых образовательных стандартов легло на плечи трёх педагогов начальных классов – Елизаветы Бондаренко, Домны Коджаевой и Снежаны Королёвой. «Переходный» год позади, и теперь уже можно говорить о первых результатах учителей-новаторов, которых коллеги уже окрестили «первопроходцами».

– Изменился сам подход к проведению уроков, – поясняет Снежана Викторовна. – От педагога требуется создать ситуацию, при которой ученики будут стремиться к самостоятельному открытию новых понятий, закономерностей и правил. В таких условиях учитель и ученик взаимодействуют на равных, участвуют в диалоге.

– Главным итогом первого года работы по новым образовательным стандартам можно считать тот факт, что ученики идут в школу с удовольствием, – считает руководитель научно-методического объединения учителей начальных классов Наталия Винокурова.

А сами ребята, теперь уже второклассники, в один голос твердят о своих школьных успехах: хорошо читают и считают, пишут без ошибок и решают задачи по математике. Много интересного узнали они на внеклассных занятиях «Язык моей республики», «Словесная мозаика» и «Спортландия». Активно участвовали школьники в различных конкурсах и викторинах, с удовольствием ходили на экскурсии в детскую библиотеку, в пожарную часть, в музей «Коми-изба» при ЦДБ. Запомнились им спортивные соревнования, саночные гонки, посещение цирковых представлений, спектакль Коми республиканского театра драмы им. Виктора Савина и праздник «Прощание с Букварём».

– В сознании ребёнка информация о его самостоятельных достижениях откладывается чётко, – продолжает Снежана Королёва, – а это способствует дальнейшим успехам, заставляет мыслить, искать и добиваться. А ещё учиться, но не из-под палки, не под давлением старших, а самому. На этом и основано действие программы, которая стирает сложившийся стереотип в образовании, когда делом учителя было изложить учебный материал, а насколько хорошо ученики его усвоят – дело второе. Теперь всё иначе: учитель не должен объяснять, а незаметно и тактично «подталкивать» детей к очередному открытию, будь то правило или решение задачи. Ещё один положительный момент – ребята с первого класса учатся говорить, отстаивать свою точку зрения.

Снежана Викторовна вспоминает: совсем недавно на открытом уроке по теме «Живая природа» ученики удивили педагогов взрослым подходом к обсуждаемым проблемам экологии. Ребята смело предлагали свои идеи по улучшению экологической обстановки – даже про использование биоконтейнеров для утилизации отходов сказали!

– Конечно, подготовка к урокам требует иного подхода и отнимает много времени, – говорит С. Королёва. – Но результат того стоит! А свободных минут и даже часов в итоге хватает всем – и моим ученикам из 2 «в», и сыну Косте. А это очень важно! Я сама – дочь учителя начальных классов, можно сказать, выросла в школе, и очень ценю возможность общения с детьми на равных, когда первый учитель становится не только наставником, но и другом.

Ольга Андреева, «Наш новый Север»

Отправить комментарий