Открывать для учеников новое

16 октября 2012 - 18:13

Душа человека, его внутренний мир – это, пожалуй, самые загадочные и потому притягательные для изучения категории, разобраться в которых люди стремились с давних времён. Ещё Аристотель утверждал, что учение о душе, а пользуясь современной терминологией, – психология – это знание о самом совершенном, возвышенном и удивительном.

Психологи, обладающие научным инструментарием, стоят ближе всего к познанию внутреннего мира человека, они – люди особого склада. Ведь умение управлять собой, слушать и понимать, подмечать неочевидное, быстро вникать в суть проблемы и помогать находить её решение – неотъемлемые характеристики их личности, обязательные «приметы» профессионализма.

Почему люди избирают психологию своей профессией? Однозначного ответа здесь нет. Для одних это семейная традиция, других на это поприще выводит житейский опыт, третьим психология даётся как возможность глубже познать суть ранее выбранного дела и совершенствоваться в нём.

Для педагога-психолога НШДС г. Усинска (бывший ЦППРиК) Натальи Петренко психология – не просто профессия, а образ жизни: желание разобраться во внутреннем мире людей распространяется не только на работу с детьми, даже телепередачи она смотрит, давая личностную оценку «героям экрана», анализируя природу их поведения и поступков.

Наталья Петровна, хоть и считается молодым педагогом, в психологии не новичок. А «пришла в неё», как и многие её коллеги, из «образования» – сферы, очень тесно связанной с возрастной психологией.

– После девятого класса, – рассказывает Наталья, – нужно было решать – учиться в десятом или поступать в училище. Девятиклассники, как правило, еще не имеют чёткой цели, им трудно определиться, поэтому в этот период как никогда важен дельный совет взрослых – родителей, учителей. Мама, зная мои способности и склонности, посоветовала идти в педагогику – поступать в Майкопский педколледж на учителя начальных классов. И оказалась права – это было «моё». После колледжа поступила на третий курс Адыгейского государственного университета. Во время учёбы увлеклась психологией и, когда в Майкопе открылся филиал Ростовского госуниверситета, стала заочно получать ещё и второе высшее, психологическое образование. Время окончания вуза, это был 2003 год, выпало на не самый хороший период – в южных регионах России была безработица. И мы решили попробовать свои силы, отправившись на Север, в Усинск, где у мужа жили родственники. Сейчас в это трудно поверить, а тогда учителю начальных классов устроиться по специальности в Усинске, даже имея два высших образования, было практически невозможно, ни в одной из школ не было вакансий! Мне предложили место психолога в «Прогимназии». Честно говоря, на тот момент я ещё не была достаточно уверена в своих силах. Какое-то время раздумывала, но, в конце концов, согласилась. Так что не всегда профессию выбираем мы. Иногда выходит наоборот. Я очень люблю своё дело, мне нравится работать с детьми, помогать им, становиться в чём-то лучше, открывать в себе что-то новое.

Два года Наталья Петровна проработала в «Прогимназии» (нынешний детский сад №20), а потом Ирина Николаевна Красникова – руководитель методического объединения психологов МО ГО «Усинск», заместитель директора ЦППРиК – предложила ей попробовать себя в качестве педагога-психолога в этом уникальном даже для Республики Коми учебном заведении. Здесь Н. Петренко и работает уже семь лет.

Как отмечает Наталья Петровна, работа в НШДС имеет свои особенности. Есть в специфике этого учебного заведения очень важная характеристика – «компенсирующего вида». То есть вся работа учителей, медперсонала, педагогов дополнительного образования и специалистов корректирующего профиля направлена на то, чтобы ребят, по тем или иным причинам отстающих в развитии, «подтянуть» в учёбе и степени социализации – чтобы сначала ребёнок спокойно пошёл в школу, а затем – перешёл в пятый класс любой городской школы.

– Контингент ребят, с которыми приходится работать педагогам, психологам, логопедам-дефектологам НШДС, непростой, – рассказывает Н. Петренко. – Есть у нас дети из так называемых неблагополучных семей, в которых родители ведут асоциальный образ жизни, не уделяют внимания развитию детей, а отсюда – психологические проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, в отношении к окружающим.

Кроме того, среди ребят, посещающих детский сад и школу НШДС, есть выходцы из стран бывших союзных республик. Естественно, что первая проблема, которая у них возникает по приезду в Усинск, – это билингвизм, который тянет за собой другие – отставание в речевом развитии, плохое усвоение школьной программы из-за банального языкового барьера.

Отдельная категория детей – ребята с ограниченными возможностями здоровья, которые помимо физиологических трудностей испытывают эмоциональный дискомфорт из-за своей «непохожести» на других. Поэтому психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса на каждом из его этапов в нашем образовательном учреждении важно, как нигде. Более того, чтобы добиться положительного эффекта, динамики в развитии ребёнка и коррекции его отставания, необходимо «включить» в работу как учителей, так и родителей, чтобы помощь была постоянной и всесторонней. Если педагоги, родители выполняют рекомендации психолога, занимаются с ребёнком, это, во-первых, видно, а во-вторых, даёт результат. А он, как известно, – главная и самая объективная оценка труда.

Наталья Петровна из тех педагогов, чей принцип – постоянно учиться, повышать квалификацию. Её профессионализм был отмечен на уровне муниципального образования, а затем и Республики Коми, когда она стала «бронзовым» призёром республиканского этапа II открытого Всероссийского конкурса авторских программ «Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе». И на достигнутом Н. Петренко останавливаться не намерена – в этом году она планирует принять участие в региональном конкурсе «Лучший педагог-психолог Республики Коми».

«Психология – не отвлечённая наука о загадках человеческой души, а реальная сила, способная помогать людям, – считает Наталья Петровна.– Но сила эта должна быть в руках настоящего профессионала, любящего своё дело и людей, не почивающего на лаврах, а постоянно стремящегося к росту».

Татьяна Мацакова, «Наш новый Север»

Отправить комментарий