«Двойка» ученику – «неуд» учителю

2 июня 2010 - 07:56

Сегодня довольно часто доводится слышать от педагогов о том, что у многих детей исчезло желание учиться. Сами себе задают вопрос почему, и сами же отвечают – «живём в такое время, когда детям ничего не интересно, растут избалованными, с менталитетом потребителей, привыкших, что родители за них всё сделают и все блага преподнесут на блюдечке с голубой каёмочкой». Отчасти с этим мнением согласны и родители Усинска.

Но помимо прочего причину нежелания учиться они видят не только в детях, но и в учителях, самой системе образования, при которой нагрузки и требования растут постоянно, дети забывают, что такое свободное время, на уроках у тех же первоклассников, которые совсем недавно были дошколятами, игровые моменты сведены к минимуму, а потому детям становится скучно, адаптация к школе и привыкание к жизни в новом статусе протекают непросто. И всё же одной из главных причин снижения тяги к знаниям родители считают неправильный подход некоторых учителей к выставлению отметок…

В редакцию газеты обратилась мама первоклассника одной из усинских школ, которая озабочена тем, как в школе оцениваются знания детей.

«Зачем ребёнку «напрягаться», проявлять активность, если он понимает, что «пятёрку» учитель поставит своим любимчикам, а ему, как ни старайся, выше «четвёрки» не светит. Я убеждена, что дети по своей природе любопытны, тянутся к познанию чего-то нового. Вспомните, как увлечённо малыши учатся кататься на велосипеде, играть в шашки, шахматы, плавать, разбираться с родителями в различных устройствах. Но уже после нескольких месяцев в школе что куда девается.

Моему сыну уже во втором полугодии первого класса начали выставлять оценки, причём не всегда они были хорошими. За полгода ребёнок принёс шесть «двоек» – за забытый дома учебник, за то, что крутился на уроке, за то, что ответил своими словами, а не как написано в учебнике. Неужели это нормальный подход к организации учебного процесса?

Ничто не подавляет творческие порывы детей так, как неправильно выставленные отметки. Сколько на эту тему было статей и дискуссий, а «воз и ныне там».

За что наши педагоги оценивают своих воспитанников? Ставят «двойку» за некрасиво написанные буквы ребёнку, который едва научился держать шариковую ручку, и пятёрку тому, который научился писать раньше. Разве это правильно? Ставят «двойки» за забытые дома к уроку линейку, учебник, ластик. За способности: «пять» по музыке тому, у кого прекрасный слух, и «два» ребёнку с отсутствием такового. Абсурд! Старательность, трудолюбие и усидчивость – тоже критерии весьма сомнительные. Тогда дети, у которых на выполнение задания уходит минимум времени (в силу развитых способностей), получали бы только невысокие отметки.

Если оценивать детей за память, то и это несправедливо, так как у всех людей она развита неодинаково. У кого-то более крепкая слуховая, у других – зрительная или механическая память, кто-то без особых усилий с первого прочтения запоминает огромный массив информации, но уже через час всё забывает, а другие могут удивить «проявляющейся» или долговременной памятью.

И, кроме того, образование, которое ориентируется только на запоминание готовых мыслей и формул уже показало свою несостоятельность. Ещё В.А. Сухомлинский писал: «…что я слышу? Вымученные, неуклюжие, заученные фразы, словосочетания, смысл которых самому ребёнку представляется туманным. Вслушиваюсь, вдумываюсь в речь детей, и у меня постепенно крепнет убеждение, что мы, учителя, не учим ребёнка мыслить».

Так за что сегодня учителя могут оценивать детей и за что не имеют права выставлять отметки? С этим вопросом мы обратились к начальнику отдела общего и дополнительного образования управления образования МО ГО «Усинск» Ольге Белецких.

– Проблема объективного оценивания успехов школьников, как верно указывает автор письма, является предметом дискуссии в педагогических и общественных кругах уже не одно десятилетие, – говорит Ольга Борисовна. – Попытаться решить её призваны и новые федеральные образовательные стандарты. Но достичь этого возможно при высоком уровне профессионализма наших учителей. А это, как мы видим из письма, пока оставляет желать лучшего. В определённой степени я разделяю озабоченность автора, вызванную действиями педагогов, и не берусь отрицать того, что при выставлении отметок присутствует субъективная сторона. Хотя задача педагога – как можно объективнее оценить учебные достижения своих учеников. В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» школа самостоятельно выбирает образовательную программу и её содержательное наполнение в виде предметов учебного плана, разрабатывает рабочую программу учебного предмета (курса) и осуществляет текущий контроль знаний учащихся в соответствии со своим уставом и требованиями закона. Рабочая программа по учебному предмету включает требования к уровню подготовки обучающих – критерии и нормы оценки знаний и умений детей применительно к различным формам контроля (устный опрос, решение количественных и качественных задач, лабораторная, практическая, самостоятельная, контрольная работы, тестирование, комплексный анализ текста, выразительное и чтение наизусть художественных произведений т.д.).

Право родителей (законных представителей) – ознакомиться с документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, в том числе – с критериями и нормами оценки знаний. При возникновении спорных вопросов следует обратиться в конфликтную комиссию школы, написав заявление и зарегистрировав его в приёмной директора. Если спорную ситуацию так и не удалось разрешить, родители вправе обратиться в управление образования.

По факту, изложенному в письме, можно сказать, что налицо нарушение учителем и администрацией школы действующего СанПиН 2.4.2. 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» от 25 ноября 2002 г и устава ОУ: в первом классе обучение детей должно осуществляться без домашних заданий и балльного оценивания знаний. Кроме того, Министерство образования РФ рекомендует по физкультуре, музыке и ИЗО выставлять не отметки, а «зачтено» или «не зачтено» (Письмо Минобразования РФ от 03.10.2003 г. № 13-51-237/13). Перейти на такую форму аттестации или нет – право школы, решение о чём принимается педсоветом или управляющим советом ОУ и закрепляется в уставе школы. В любом случае инициатива должна исходить от участников образовательного процесса, в том числе – и от родителей учеников.

Родителям учащихся при возникновении спорных вопросов советую обращаться, прежде всего, к администрации образовательного учреждения, в управление образования и тем самым содействовать формированию объективной системы оценки качества образования в наших школах.

Отправить комментарий