Нет лучшего показателя высокого класса школьных наставников, чем достижения их учеников и их личные победы на престижных профессиональных конкурсах, которыми так богата система образования. Нет более печального свидетельства кризиса системы образования, чем такое явление, как старение кадрового состава, которое отмечается во всех регионах нашей страны. В системе усинского образования молодые специалисты на вес золота – из 476 работающих педагогов 296 – педагоги пенсионного возраста…
Как поднять престиж профессии учителя, чтобы работать в школы пошла молодёжь? Об этом разговор с начальником отдела кадрового, документационного и правового обеспечения Управления образования МО ГО «Усинск» Алёной Красовской.
– Алёна Вячеславовна, несмотря на все меры, предпринимаемые и на федеральном, и на местном уровнях, престиж учительской профессии, её статус по-прежнему невысоки…
– Сейчас многое делается для того, чтобы педагогическая профессия снова стала уважаемой и привлекательной для молодёжи. Однако, чтобы появился результат, нужно время. Дело ведь не только в материальном стимулировании. Особое значение для педагогов всегда имела атмосфера уважения, почтения, и что тоже немаловажно, – у педагогов должны быть условия для творческого роста. Сейчас в школах, где появилось современное оборудование, сам процесс обучения стал приобретать иные формы. Сложнее, конечно, возродить в сознании россиян положительный образ учителя. Вспомните фильмы «Весна на Заречной улице», «Доживём до понедельника». Они воспитывали, на них выросло не одно поколение замечательных педагогов.
Что мы видим сегодня? С какого фильма начался 2010 год, объявленный Годом учителя? С многосерийного телесериала «Школа», в котором одну из самых благородных профессий выставляют далеко не в лучшем свете. Образ учителя стал удобным объектом для пародистов и персонажем юмористических передач. Но, безусловно, многое зависит и от самих учителей, ведь, как говорится, дыма без огня не бывает.
– По каким предметам кадровый вопрос стоит особенно остро?
– Не хватает учителей начальных классов, воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях. В прошлом году у нас было сорок вакансий воспитателей, к началу учебного года эту проблему удалось решить лишь частично. Образовательные учреждения испытывают потребность в учителях химии, английского языка и ряда других дисциплин.
– Что делается на уровне городского округа для восстановления престижа профессии?
– Разработана и уже несколько лет реализуется целевая программа «Кадры», которая нацелена на создание системы обеспечения кадрами бюджетных организаций с учётом перспектив социально-экономического развития муниципального образования. Касается она системы образования, здравоохранения, сельского хозяйства и правоохранительных органов – тех сфер, где кадровый дефицит ощущается всегда. В рамках программы предполагается целевая контрактная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, стажировка специалистов за счёт средств местного бюджета. Обязательным условием при этом является отработка подготовленным специалистом определённого срока в Усинске, поскольку учёбу также оплачивает муниципалитет.
В прошлом году в наш город приезжали специалисты из Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А. Куратова с профориентационной целью. Они посетили ряд школ, встречались и проводили работу с выпускниками 9-11 классов, оставили информационные листы.
Для привлечения молодых специалистов в дошкольные и образовательные учреждения нашего города мы тесно сотрудничаем непосредственно с педагогическими вузами и колледжами республики и Кировской области. Информацию об имеющихся вакансиях, о педагогах, которые нужны усинским школам и детским садам, вносим в федеральную и республиканскую базу данных. И это действует: на работу к нам приезжают педагоги из разных городов России. Для таких педагогов мы стараемся создать все необходимые для нормальной жизни условия.
Большая поддержка ощущается со стороны муниципалитета. Для молодых специалистов в течение трёх первых лет работы предусмотрена ежемесячная доплата в размере 25 процентов к окладу. Им выплачиваются «подъёмные» в размере двух окладов, оплачивается проезд к месту работы, провоз багажа, предоставляется семь календарных дней оплачиваемого отпуска, чтобы они приехали в город и устроились на месте, ежемесячно выплачиваются «книгоиздательские» – деньги на приобретение методических пособий и книг. Что ещё немаловажно, приезжие молодые специалисты обеспечиваются жильём – им предоставляется либо койко-место, либо комната в общежитии. В прошлом году решить «квартирный вопрос» помогли 12-и педагогам.
Кроме того, если руководитель образовательного учреждения видит, что педагог заинтересован в работе, трудится творчески, с желанием, предлагает новые идеи, участвует в различных педагогических конкурсах, благодаря новой системе оплаты труда директор школы имеет возможность достойно поощрить своего сотрудника и начислить дополнительную прибавку к зарплате.
– Может, нужно как-то стимулировать и руководителей образовательных учреждений, чтобы они более активно занимались привлечением молодёжи?
– На уровне управления образования разработана система стимулирования образовательных учреждений. Ежемесячно при оценке деятельности учитывается такой показатель, как деятельность руководителей по повышению квалификации и привлечению педагогических кадров. Директора школ и детских садов сотрудничают с Центром занятости населения, регулярно дают заявки на замещение вакансий, самостоятельно занимаются поиском специалистов. Хотелось бы в пример поставить директора общеобразовательной школы деревни Захарвань Василия Вокуева: если школе необходим педагог, директор активно занимается его поиском через Интернет и педагогические вузы, находит специалистов в других регионах, которые не против жить и работать в глубинке. Находит возможность собственными силами построить жильё для приезжих специалистов.
– Заниматься воспитанием будущих учителей, наверное, нужно со школьной скамьи. Может, стоит подумать над открытием профильных педагогических классов?
– Пока такой вариант не рассматривался, но думаю, что эта идея имеет рациональное зерно. В следующем году соберём данные, постараемся спрогнозировать дефицит педагогических специальностей до 2015 года, посмотрим, есть ли необходимость в таких классах или нет.
– Объявляя 2010 год Годом учителя, Глава государства, Правительство РФ ставили серьёзные задачи. Как думаете, хотя бы частично их удалось решить?
– Надеюсь, что да. Важно, что на уровне государства озаботились проблемами, которые каждый год приходится решать администрациям школ, управлениям образования, муниципалитетам и министерствам. Хочется надеяться, что в следующем году выпускники охотнее пойдут в педагогические вузы, захотят связать своё будущее с профессией учителя, воспитателя. Ведь проблема старения педагогических кадров – одна из острейших для современной школы и с каждым годом она только усугубляется.
Отправить комментарий