«Первая ласточка» Образование уходит в «автономку»

23 ноября 2010 - 21:59

Чуть больше года даётся бюджетной сфере, в частности учреждениям образования, чтобы перейти на новый режим работы. До первого июля 2012 года (такой переходный период отводится Правительством РФ для «перестройки» бюджетной сферы) им придётся определиться с организационно-правовой формой и степенью финансовой самостоятельности. Выбрать – стать бюджетной организацией нового типа, перейти в автономный режим или же получить статус казённого учреждения.

Детский сад, школа, вуз – эти три образовательных этапа повторяются в жизни каждой семьи с завидной цикличностью и постоянством. В каком бы статусе мы ни были – детей, родителей или бабушек-дедушек – тема образования, а особенно всевозможных реформ в данной сфере, для нас актуальна всегда. Не удивительно, что в последнее время все рейтинги по обсуждаемости бьёт федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Закон вступает в силу 1-го января 2011 года (за исключением положений, для которых статьёй 33 ФЗ-83 установлены иные сроки). Именно этим ФЗ обусловлены нововведения, суть которых в вероятности коммерциализации образования. При обсуждении данного закона возникло множество слухов, особенно по поводу платы за обучение в школе. Есть ли для них основания? К чему приведёт реформа? Эти вопросы мы задали депутату Совета города, руководителю управления образования МО ГО «Усинск» Ольге Подгорной.

Как пояснила Ольга Андреевна, ни одно из образовательных учреждений (далее ОУ) МО ГО «Усинск» под категорию казённых, а соответственно, и действующих полностью за государственный счёт, не подпадает. В эту группу войдут учреждения Минобороны, пенитенциарной системы (тюрьмы, исправительные лагеря ), детские дома и другие спецучреждения.

Усинским детским садам, школам, техникуму и вузу придётся выбирать одно из двух – либо уходить в «автономку», либо приобретать статус бюджетной организации нового типа.

Разница между ними минимальная. И то, и другое будут существовать за счёт субсидий, которые выделяются из бюджета на год из расчёта количества учащихся (подушевое финансирование) и того госзаказа, который формирует муниципалитет для учебного заведения. В сумму субсидии закладывается заработная плата, частичное финансирование приобретения учебного оборудования и мебели, оплата коммунальных услуг, деньги на реализацию учебных программ в рамках госстандарта, а также небольшие средства на развитие учреждения. На остальное, как предписывает закон, ОУ должно зарабатывать самостоятельно путём введения платных услуг. Отличия между автономным учреждением и бюджетным нового типа лишь в форме управления образовательным учреждением, порядке ведения финансово-хозяйственной деятельности, отчётности и ещё нескольких моментах, которые интересуют родителей в последнюю очередь.

Гораздо больше волнует, как новый статус отразится на объёме, качестве и стоимости образования, если плата всё-таки будет введена. Ведь судя по законодательным тенденциям, всё идёт к тому, что в России XXI века скоро на бесплатном образовании (медицине, культуре и спорте) можно будет поставить крест, начнут действовать правила, подобные существовавшим в Советском Союзе с 1940-го по 1954 год. Тогда, согласно Постановлению Совета Народных Комиссаров СССР № 638, в 8-10 классах средней школы, средних специальных и высших учебных заведениях была введена плата за обучение. В постановлении семидесятилетней давности говорится: «Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признаёт необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет: ввести с 1-го сентября 1940 года в 8, 9 и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение…» Далее оговаривается цена вопроса. В столичных школах (техникумах, педучилищах, сельскохозяйственных и других специальных средних заведениях) 200 рублей в месяц, в остальных, в том числе и сельских школах – 150. Плата за обучение в вузах - соответственно 400 и 300 рублей в месяц. Не трудно представить, что из этого вышло: разделение населения на тех, кто может позволить себе и своим детям получить полное среднее, специальное и высшее образование, и на тех, кому это не по карману расслоило общество.

Не обернётся ли и нынешняя образовательная инициатива тем же, не станут ли школы и среднее образование платными и доступными лишь для обеспеченных категорий граждан? Ведь за «красивыми» законодательными формулировками, обосновывающими необходимость совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений, наделения их большей самостоятельностью и свободой в распоряжении средствами практики видят и массу проблем. И решать их большинство образовательных учреждений по меньшей мере пока не готовы.

– Все обязательные предметы, включая математику, физику, астрономию, химию, биологию, историю, иностранный язык, географию, русский язык, литературу, физкультуру, информатику – в зависимости от класса для учеников будут бесплатными, – говорит Ольга Подгорная, – но только в том объёме, который предусмотрен утверждённым госстандартом. За остальные образовательные услуги, выходящие за его рамки, законом предполагается взимание платы.

- Ольга Андреевна, Усинск довольно долго оставался едва ли не единственным городом в нашей республике, где весь блок дополнительного образования – школьные кружки, секции, ГПД – для детей бесплатны. В большинстве школ Коми они уже, по меньшей мере как год, ведутся либо платно, либо от этой работы в ОУ отказались вовсе.

– Это действительно так. Большинство школ практически всех городов Коми оставили только базовый образовательный минимум, который содержится в госстандарте, отказались от дополнительного образования, многие ЦДО закрылись, некоторые школы, чтобы уровень наполняемости классов соответствовал требуемой норме по численности учащихся, объединили, классы «укрупнили». То есть, они реформированием отрасли занялись заранее и теперь начинать работать в рамках 83-го закона им гораздо проще – они к этому готовы. Нам во многом благодаря чёткой позиции депутатов Совета города удалось всё дополнительное образование сохранить, предоставлять его бесплатно, и тем самым дать детям возможность всесторонне, полноценно развиваться. За что я как руководитель управления образования и депутат безмерно благодарна коллегам по депутатскому корпусу. Надо сказать, что в Усинске к вопросам образования вообще отношение особое. Но как бы то ни было, сейчас Усинск, который в республике называют «островком коммунизма» из-за того, что социальную сферу, невзирая ни на какие трудности у нас стараются поддерживать, а введение платных услуг или повышение цен заменять бюджетными дотациями, оказался в незавидном положении.

На вопрос, как быть дальше, пока однозначно ответить невозможно. Но сразу скажу, что в ОУ Усинска будет вводиться минимум платных образовательных услуг. Например, подготовка к ЕГЭ будет теперь вестись не безвозмездно, что и для старшеклассников станет стимулом посещать занятия. У нас ведь как повелось: бесплатный факультатив или консультация перед экзаменом – хочу иду, а хочу – не иду. К платным услугам отношение иное, да и родители будут жёстче следить, посещает ли ребёнок оплаченные ими занятия. Возможно, в дальнейшем, когда образовательное учреждение определится с организационно-правовой формой, на общих собраниях коллективов, где обязательно должны присутствовать родители, будет принято решение о введении каких-либо ещё дополнительных образовательных услуг.

С 1-го января 2011 года четыре детских сада – ДОУ №№ 12,16,22 и 23 – становятся автономными, с июня в таком же режиме начинает действовать одна из усинских школ. Могу сказать однозначно, что нынешним депутатским корпусом будут предприняты все меры, чтобы грядущие перемены не переросли в социальную катастрофу, и гарантируем, что оплата за услуги в сфере образования останется на приемлемом уровне. Что касается детских садов №№ 12, 16, 22 и 23, оплата за содержание ребёнка здесь если и повысится, то незначительно – из-за роста тарифов на ЖКУ, а также из-за общереспубликанского повышения заработной платы бюджетников, но не «взлетит», как того опасаются усинцы. И здесь ещё раз хочу поблагодарить депутатский корпус, который хорошо осознаёт сложность переходного периода, необходимость поддержать отрасль и сделать всё, чтобы уровень образования и воспитания в Усинске по-прежнему оставались одними из самых высоких в нашей республике.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» затронет не только отрасль образования. Здравоохранение, культура, спорт – всем бюджетным организациям придётся начинать жить по-новому. Как это отразится на населении – догадаться нетрудно.

Отправить комментарий