Школьная «лихорадка»

15 февраля 2011 - 21:02

В ноябре прошлого года газета "Наш новый Север" рассказала о грядущем реформировании системы образования и выходом некоторых школьных и дошкольных учреждений в автономное «плавание». На «совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений» законодатели решили не останавливаться: первого февраля 2011 года закончилось общественное обсуждение нового законопроекта, который должен вступить в силу 1-го января 2013 года и заменить собой два базовых закона – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В этом документе прописаны нормы по дошкольному, школьному, профессиональному – начальному, среднему и высшему, а также по дополнительному образованию, профориентации, профильному обучению и по многим другим моментам.

За два месяца, в течение которых проект обсуждался на Интернет-сайте www.zakonoproekt2010.ru, свои комментарии и предложения оставили около 9 тысяч человек. В адрес министра образования РФ А. Фурсенко и руководства страны направляются письма за подписью тысяч учителей и родителей, обеспокоенных тем, во что выльется очередная реформа системы образования. Из-за общественного резонанса в Правительстве РФ высказываются предложения отложить вступление в силу закона до более серьёзной проработки ряда его положений. Однако здесь стоит вспомнить судьбу «Закона о полиции» – ко всем комментариям и предложениям, высказанным на сайте в ходе веб-обсуждения, вроде бы прислушались, формулировки подкорректировали, вот только суть реформы осталась прежней и теперь вскоре предстоит «людей в погонах» называть «господин полицейский», а инспекторов ГИБДД – «полицейский инспектор дорожного регулирования».

Что же нас ждёт? Государственные школы получают законное право на проведение платных уроков, так как из бюджета будут оплачиваться только 10-11 предметов, входящих в госзаказ. Школа превращается в учреждение, которое вынуждено зарабатывать на учениках, и нужен ей отныне не педагог-директор, а менеджер.

В старших классах школьники будут сами выбирать, какие предметы и в каком объёме изучать. Обязательными становятся только ОБЖ, интегрированный курс «Россия в мире», физкультура и «индивидуальный проект». Кроме того, ученик должен будет выбрать шесть-семь предметов из шести групп. Первая – русский язык и литература, родной язык и литература, вторая – иностранный язык, третья – математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала анализа, геометрия, информатика). Четвёртая группа – общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право), пятая – естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология), шестая – искусство или предмет по выбору. Выбранные предметы могут изучаться на интегрированном, базовом или профильном уровне – по выбору учащегося. Это, разумеется, отразится на количестве часов, которые отводятся на изучение предмета.

Кстати, в ряде европейских стран бесплатное среднее образование доступно в наши дни для всех желающих. Например, в Финляндии его можно получить как в столице, так и в самых далёких северных районах Лапландии. А в таких странах, как Чехия, бесплатно не только среднее, но и высшее образование. Причём эта страна предоставляет такую возможность не только своим гражданам, но и иностранцам, которым остаётся только найти деньги на проживание. При этом качество образования и открывающиеся перед учащимися перспективы без сомнения компенсируют понесённые затраты. Так может родителям нынешних российских школьников стоит обратить взор на Запад?

Это, конечно, не выход и учиться миллионам наших школьников придётся в «новой» школе. Что о грядущих переменах думают усинцы? Это мы узнали в результате небольшого опроса, когда предложили людям прокомментировать некоторые «законные» положения.

Впереди паровоза не побежишь

Пока ещё действующий закон «Об образовании» предусматривает, что ребёнок, успешно справляющийся с программой, может получить образование и пройти итоговую аттестацию экстерном, то есть досрочно. В новом законопроекте такая форма освоения программ отсутствует.

Мария Григорьевна, педагог со стажем:

– Есть ребята, которые по всем параметрам – и интеллектуальным, и моральным готовы освоить школьную программу быстрее сверстников. Нельзя ограничивать детей в возможностях двигаться дальше, развиваться. Боюсь, что отмена экстерната многих талантливых ребят «охладит» к учёбе, ведь нет ничего хуже, чем угасающий интерес, а это обязательно произойдёт, если одарённых детей учить по программам и темпами, которые ориентированы на середняков. Конечно, вундеркиндов у нас мало, но они есть и их нужно всячески поддерживать!

Виталий, ученик 10 класса:

– Мне и с обычной программой нелегко приходится, а вот однокласснику Артёму уже скучновато – темы, которые мы только сейчас проходим, он летом самостоятельно выучил, сейчас уже кое-что за 11 класс осваивает. Вот ему бы в самый раз экстерном всё сдать, он об этом, кстати, подумывал. Но если такую форму отменят, не видать ему досрочного образования. Будет учиться вместе со всеми.

Девять классов все равно «отсидишь»

Раньше «трудного» ученика даже 5-7 классов могли исключить из школы по решению комиссии, если он оказывал дурное влияние на окружающих школьников и за другие более серьёзные провинности. Новый законопроект к подросткам с девиантным поведением более лоялен: отчисление как мера дисциплинарного взыскания даже за грубый проступок не применяется к обучающемуся, если ему не исполнилось 15 лет и он «не завершил освоение основной программы общего образования (то есть, не закончил 9 классов)». Не ущемляются ли этой нормой права других учащихся?

Сергей Аскольдов, в прошлом учитель:[/b]

– Я так думаю, что девять классов окончить должен всё-таки каждый ребёнок, даже «неуправляемый». Пусть для этого его придётся перевести на индивидуальное обучение. Знаю, что для отчисления из школы должны быть какие-то очень веские причины – если драка, то далеко не первая, если неуспеваемость, то постоянная, если нарушение устава или внутренней дисциплины – то какое-то вопиющее. В любом случае решающим в вопросе отчислять или нет должно быть мнение родителей и комиссии по делам несовершеннолетних. Вызов на КПДН и угроза отчисления, кстати, даже для самых отъявленных хулиганов были хорошим воспитательным моментом.

Юлия Сверзева, мама ученика начальных классов:

– Когда я ещё училась в школе, у нас был мальчишка – настоящий, как говорят, «отморозок». Над девчонками измывался, учителей обзывал и даже руки распускал, у младших деньги вымогал, запугивал. Тихий ужас! Вся школа вздохнула с облегчением, когда его «упекли» в колонию за воровство. Конечно, как психолог я понимаю, что такое поведение не обязательно вызвано сугубо асоциальными склонностями, оно может носить и возрастной характер, быть проявлением пубертатного периода. Знаете, не удивлюсь, если узнаю, что сегодня он какой-нибудь начальник, прекрасный семьянин и в целом образец для окружающих – людям свойственно с годами меняться. Но всё-таки я считаю, что моральные уроды не должны портить жизнь окружающим – если подобные персонажи останутся в школе и будут продолжать в том же духе, зная, что их до 9-го класса всё равно не исключат, права других детей будут нарушены.

Не вмешивайся!

В новом законопроекте оговаривается недопустимость вмешательства в профессиональную деятельность учителя. Правда, что под этим подразумевается, не поясняется. Не противоречит ли это различным видам контроля качества преподавания (посещение уроков администрацией школы, контроль молодых специалистов и т. д.)?

Антонина,43 года, педагог:

– Сегодня учитель – это «бумаговед»: бесконечные отчёты, списки, планы, сдать которые нужно «вчера». На всё это нужно уйма времени. В ситуации тотального контроля страдают ученики, а педагог больше похож на чиновника. Где уж тут говорить об индивидуальном подходе. Я считаю, что контроль в таком виде, как сегодня, неэффективен и должен быть заменён на наставничество. Сейчас все эти плановые и неплановые «визиты» со стороны администрации заставляют учителя заниматься показухой, при этом толкового совета, если что-то не получается, не дождёшься, получишь только «нагоняй». Кроме того, должны быть определены критерии наставничества, чтобы все были в равных условиях, а «по шапке» получали не только те, кто «неудобен», но и «любимчики».

Наталья, студентка заочного отделения СГУ:

– Мне тема вмешательства в профессиональную деятельность учителей хорошо знакома и понятна. Моя мама всю жизнь проработала в школе, постоянно была завалена кучей всевозможных «бумажек» и очень страдала от того, что невозможно сделать каждый урок особенным, если это заранее не прописано в учебных и тематических планах. Её «бесила» необходимость демонстрировать образцово-показательные уроки от случая к случаю. По-моему, вмешиваться в работу педагога можно лишь в том случае, если есть жалобы детей и родителей. Вот здесь бы административный контроль был кстати.

«ОСАГО» на школьный лад

Согласно новому законопроекту устанавливается обязательное страхование гражданской ответственности организации, осуществляющей образовательную деятельность, перед учащимися. Улучшит ли это своеобразное «ОСАГО» качество предоставляемых образовательных услуг?

Екатерина Григорьевна, педагог:

– Вряд ли что-то изменится кардинально. Пока эта система начнёт работать, пройдёт не один год. Потом, как у нас водится, начнут эту систему «совершенствовать», отлаживать, приводить в понятный и педагогам, и родителям вид. За примером далеко ходить не надо – и «автогражданка», и система обязательного страхования гражданской ответственности медучреждений тому подтверждение. Но в целом идея хорошая, если, конечно, удастся довести её до ума.

Максим, студент УГТУ:

– Учителя, насколько знаю, и так несут ответственность за жизнь и здоровье детей, пока те находятся в школе или посещают внеклассные мероприятия. В нашей республике даже закон специальный есть. Правда, отвечать, по-моему, должен не только учитель, а школа в целом. Вот, к примеру, споткнулся ребёнок на скользком полу или ступенях в школе, упал и руку сломал. Кто виноват? Учителей рядом не было, детей тоже. Виновных нет? А ведь происходило всё в стенах школы, и кто-то в ней, в том числе и за безопасный пол, отвечать должен. Если все эти тонкости будут прописаны в законе, мне кажется, учителям работать будет проще, а родителям – спокойнее жить.

Репетиторство – в законное русло

Сейчас ни для кого не секрет, что многие педагоги занимаются оказанием платных услуг для своих же учеников во внеурочное время. Кого-то нужно к ЕГЭ подтянуть, кому-то – помочь с темой разобраться. В итоге сегодня лишь единицы учителей не занимаются репетиторством. Новый законопроект эти «частные уроки» в некотором роде легализует, разрешая «занятие индивидуальной педагогической деятельностью, в том числе за плату» при условии, что «уроки» будут проводиться учителем в нерабочее время и с учениками не его школы. Иное запрещено.

Елена, мама семиклассника, юрист:

– Очень правильно, что учителю запрещено давать платные уроки своим же ученикам – не сумел в классе научить, нечего и деньги брать. Если подобное разрешить, у нас все учителя пойдут по пути коммерциализации – на уроки махнут рукой, зато «подработок» с этими же детьми наберут – выше головы. А вот заниматься с учениками других классов этой же школы запрещать, мне кажется, не стоит. Правда, нужно это каким-то образом регламентировать, узаконить. А то что же получается: деньги от своей коммерческой деятельности педагоги получают, но налогов с этого не платят. Почему тему нелегальных таксистов у нас в городе поднимают постоянно, а по поводу «педагогов-бизнесменов» молчат? Правильнее было бы разработать договор, в котором сторонами будут родитель и школа, а учитель – только исполнителем, который за оказание дополнительных образовательных услуг станет получать доплату к зарплате.

Фаина Ахметова, будущий учитель начальных классов:

– Я с этим пунктом в корне не согласна. В большинстве случаев только учитель, обучающий конкретного ученика, точно знает, что тому требуется для повышения качества знаний, корректировки умений и навыков. Кроме того, родители как заказчики образовательных услуг сами вправе выбирать педагога, который с их ребёнком будет заниматься дополнительно. Также этот пункт препятствует повышению качества образования. Занятия со «своими» преподавателями наиболее эффективны в плане реального повышения уровня знаний учащихся. Преподаватель, занимающийся с учеником из своего учебного заведения, как никто другой заинтересован в конечном результате этих занятий.

Как видим, мнения по поводу нововведений разделились. Впереди, до того, как закон «Об образовании в Российской Федерации» вступит в силу, два года. То есть времени на то, чтобы системе образования и всем её сторонам научиться жить по-новому, совсем немного.

0

Конечно, давайте сделаем все платно! А сколько малоимущих семей, те теперь вообще в школу ходить не будут-дорого! Каждый третий ребенок в городе ходит к репетитору, так как в школе учат сами понимаете как, зато требует ого-го! За что им платить??? Я не говорю за всех преподавателей, но все же есть и такие....

Отправить комментарий