«Хорошие буровики на вес золота»

26 апреля 2011 - 22:37

Почему сложилось такое мнение? В чём суть профессии, как в неё приходят, какое образование нужно иметь, чтобы стать нефтяником, в чём разница между понятиями «месторождение» и «местонахождение», каковы стадии нефтедобычи – об этом узнали девятиклассники четвёртой школы благодаря встрече с заместителем генерального директора по бурению «РН – Северная нефть», депутатом Совета города Владимиром Акининым.

Этот своеобразный «час профориентации» организовали специалисты филиала №14 центральной детской библиотеки в рамках «Недели юношеской книги», которая ежегодно проходит в третью неделю апреля.

Как отметила в начале встречи директор филиала ЦДБ Ольга Овсянникова, в нашем городе, нефтяной столице Тимано-Печоры, профессия нефтяника является одной из самых востребованных. Несмотря на сложность, она влечёт к себе многих молодых людей. Но далеко не все имеют полное представление о том, чем придётся заниматься, в каких условиях работать, да и сам процесс освоения месторождений представляют себе слабо.

– Сегодня у вас, ребята, есть прекрасная возможность узнать об этом из первых уст, – сказала Ольга Николаевна, – от человека, который трудится в нефтяной отрасли более тридцати лет, из них больше 12-и живёт и работает в Усинске. Владимир Алексеевич Акинин – специалист в бурении, области, от которой во многом зависит процветание и развитие нефтедобывающего предприятия.

Естественно, одними из первых вопросов, которые прозвучали от школьников, были: «Как вы пришли в профессию? Мечтали ли о ней? Какое образование получили?».

– В профессию пришёл по стопам отца и брата, – рассказал Владимир Алексеевич. – Небольшой рабочий посёлок Паромай на Сахалине, где я родился, образно говоря, вырос на нефти. Логично, что большинство мужчин в наших краях становились нефтяниками. Мечтал ли я стать нефтяником? Наверное, нет. Это была не мечта, а убеждённость и точное знание, кем стану. После школы поступил в нефтяной техникум на буровика, после получения диплома отправился служить в Морфлот. После службы вернулся на Сахалин. Работал помощником бурильщика в РИТС Тунгорского УБР, а затем поступил на нефтегазопромысловый факультет Московского института нефтехимической и газовой промышленности. За два года до того, как я его окончил, вуз был переименован в Московский институт нефти и газа имени И.М. Губкина, позднее он стал академией, а сегодня это – Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина. После учёбы с дипломом горного инженера и специалиста в области буровых работ я вернулся на родину. Если говорить о профессиональном росте, то, как и большинство коллег, начинал с помощника бурильщика, затем был помощником мастера, мастером, заместителем начальника, главным инженером – прошёл все ступени. Надо сказать, что бурение – это очень важный этап не только в освоении месторождения, но и в жизни предприятия. Бурение новых скважин – это увеличение объёмов добычи, рост производства. А высококлассный буровик, мастер своего дела – весьма дефицитный специалист. Такие на нефтяном предприятии на вес золота. Сразу скажу, что профессия буровика не для слабого пола – труд физически тяжёлый, работать приходится в суровых условиях, невзирая на погодные условия.

Особый интерес у мальчишек вызвала тема воинской службы, что неудивительно: не за горами время, когда ребятам предстоит надеть военную форму и кирзовые сапоги. Многие хотели бы к тому моменту уже окончить вуз, чтобы не прерывать образования. «Стоит ли служить в армии? На самом ли деле она является той школой, «побывать в которой» нужно каждому мужчине?»

– Служба в Вооружённых силах или в Морфлоте – полезная вещь, – ответил Владимир Алексеевич, – она сильно меняет человека, рассеивает юношеские иллюзии, дисциплинирует, организует, даёт качества, которые незаменимы в жизни. Но, на мой взгляд, армия – это стезя профессионалов, людей, которые осознанно выбирают этот путь и намерены связать с ним если не судьбу, то какой-то существенный период жизни.

Школьники, пришедшие на встречу, учатся в классе обществоведческого профиля, большинство из них – «гуманитарии» по складу ума, спектру способностей и интересов. Однако рассказ профессионала о нефтедобыче, более понятной «технарям», их буквально увлёк.

Владимир Акинин разъяснил ребятам, почему месторождение называется месторождением, где формируется нефтяная залежь, каким образом её удаётся обнаружить, какие исследования позволяют с достаточной долей вероятности указать место, где следует бурить, чтобы получить приток нефти, что собой представляет скважина, как она строится. Старшеклассники почерпнули для себя много нового и интересного. Для них, например, стало открытием, что скважина по своему строению напоминает перевёрнутый телескоп – чем глубже, тем ствол скважины уже. Многие школьники были удивлены и тем фактом, что возраст нефти влияет на её стоимость. Но не в привычном понимании – дороже то «чёрное золото», которое моложе. А ещё ребята усвоили: фонтаны нефти, бьющие из-под земли, – это не «красивое зрелище», а ЧП, могущее превратиться в экологическую катастрофу. Сегодня все недропользователи главнейшей своей задачей ставят недопущение любой утечки, поэтому нефть на месторождении можно увидеть разве что в виде проб, которые отбираются на исследования.

«Много ли в Усинске нефти и надолго ли её хватит?», – «беспокоились» старшеклассники, намеренные связать свою жизнь и работу с родным городом.

– Много, – с улыбкой ответил Владимир Алексеевич, – правда, не всю её пока можно добыть. Дело в том, что на данный момент имеющиеся технологии позволяют извлекать из недр только 30-40 процентов углеводородов от всех разведанных запасов. Вот, к примеру, песок на пляже. Вы берёте его в пригоршню. На первый взгляд он сухой, а на самом деле в нём есть влага, и чтобы её извлечь, нужны определённые усилия. То же и с залежами нефти. Какая-то её часть «легко» извлекаема, а какая-то содержится в породе. Но прогресс не стоит на месте, появляются новые методы разработки и освоения месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, а также технологии повышения нефтеотдачи пласта.

– Встреча мне очень понравилась, – поделился впечатлениями девятиклассник Андрей Лавров. – Такие мероприятия – лучший способ узнать о той или иной профессии, понять, подходит ли она для тебя. Рассказ специалиста, наполненный реальными примерами, случаями из жизни, – это лучше, чем сухая справочная информация. Я после девятого класса собираюсь поступать в Усинский политехнический техникум на автомеханика. Но кто знает, как сложится жизнь?

В завершение ребята, педагоги и сотрудники библиотеки поблагодарили Владимира Акинина за интересный рассказ и выразили надежду, что эта встреча станет первой из многих.

Отправить комментарий