Ребёнок – это счастье. Но наряду с этим и большая ответственность. Подрастает малыш – «вырастают» и заботы, теперь уже – о его интеллектуальном и всестороннем развитии, которое ребёнку даёт постоянное общение со сверстниками в детском саду, занятия под руководством чутких воспитателей. Они для большинства дошколят часто становятся не только первыми наставниками, но и верными друзьями, «вторыми мамами».
Мы сидим в игровой комнате группы одного из детских садов Усинска. Ощущения – будто ты Гулливер в стране лилипутов: крошечные стульчики, столики, компактные шкафчики. Только обилие игрушек – мягких и пластмассовых, ярких, больших, самых разных – возвращает к реальности. Это «вселенная» воспитанников ясельной группы. Её хозяйка – воспитатель Александра Ионикене. Она здесь работает и по-настоящему живёт, проводя с малышами по двенадцать часов в сутки. За те 24 года, что Александра Николаевна трудится в восьмом детском саду, её воспитанниками стали сотни усинских мальчишек и девчонок. Сколько вместе с нею пройдено интересных тем, выучено стихов, а ещё нарисовано, вылеплено, вырезано – не передать!
– Считается, что в детском саду предпочтительнее работать с ребятами более старшего возраста: они уже многое понимают, от них чувствуется «отдача», – говорит Александра Ионикене. – Ну, а с малышами ясельного возраста будто одно беспокойство. Я особой разницы в детях не вижу. С 1987 года, с тех пор, как я приехала сюда по распределению после окончания Сыктывкарского педучилища, у меня было четыре полных выпуска дошколят. Много лет брала и «вела» до самого выпускного ребят из средних групп. А в последнее время у меня в основном малыши: два года воспитываем крох, учим их навыкам общения и поведения, а потом уже передаём другим воспитателям. У работников дошкольного образования с большим стажем всегда так, мы даже шутим по этому поводу: мол, успели поработать во всех частях здания детсада. Зато об особенностях развития детей от двух до семи лет мы знаем многое!
Бывают вопросы, ответы на которые вроде бы очевидны, но вместе с тем – непонятны. Ну, почему люди идут в воспитатели и «нянечки»? Да, пока ребёнок маленький, часто болеет, маме удобно быть рядом – малыш всегда под присмотром. Но как в дальнейшем объяснить годы жизни, отданные хлопотной, ответственной и низкооплачиваемой работе? Причиной тому терпение, что приходит с опытом, или любовь к детям, пусть и чужим, зато искренняя?
– Я люблю свою работу за творчество, – говорит Александра Николаевна. – В конце концов, завладеть вниманием сразу нескольких воспитанников непросто. Но когда понимаешь, что это возможно, приходит удовлетворение от сделанного, осознание того, что в успехах ребёнка – будь то новое слово, навык, рисунок или стихотворение, которое он запомнил, а потом пересказал родителям, – есть и твоя заслуга.
Первые воспитанники Александры Николаевны давно уже сами стали родителями. И сегодня приводят своих малышей к любимому воспитателю. Такая преемственность – лучшее доказательство мастерства педагога. Сама А. Ионикене так и говорит: «Дети этого района Усинска – все наши. Одни уходят, другие приходят».
Но когда за двадцать с лишним лет непрерывного стажа через твои руки проходят сотни мальчишек и девчонок, как тут всех запомнить?
– А как их забыть, когда они все растут на твоих глазах? – говорит ещё один опытнейший педагог-воспитатель восьмого детского сада Валентина Грехова. – Через два года у моих нынешних воспитанников будет выпускной, чудесное детсадовское время для них закончится. Вроде бы ещё нескоро. Но я уже знаю наверняка: они у меня отнимут, унесут с собой частичку сердца!
Профессию педагога Валентина Ремовна выбрала благодаря своей маме: та тридцать четыре года проработала в школе учителем немецкого языка. В педагогическом училище В. Греховой времени хватало на всё: хорошо учиться, играть в составе сборной училища по волейболу, заниматься лыжным спортом, участвовать в общественной жизни и мечтать работать со школьниками. Но в итоге она стала воспитателем. Стаж её работы в дошкольном образовании – почти сорок лет.
– Я о своем выборе не жалею, – говорит Валентина Ремовна, – воспитанники детского сада всегда были и моей радостью, и моим вдохновением. В своё время я здесь вела кружок творчества «Поляна чудес». И сейчас с удовольствием слежу за успехами моих бывших воспитанников. Они все у меня очень крепкие ребята – проявляют себя в спорте, искусстве, музыке, танцах. Со своей коллегой Натальей Возиловой мы нашли «ключик» к каждому воспитаннику. Ведь творчество – что семечко: если посадил однажды, бережно ухаживал, растил, то есть сумел заинтересовать ребёнка и помог ему раскрыться – в будущем это обязательно проявится.
Семейной традицией объясняет свою профессию и воспитатель Лидия Артеева:
– Мой дедушка работал педагогом, мама и родные тёти были учителями. Кем же мне ещё становиться? Дошкольному образованию я отдала тридцать один год. Сейчас, по прошествии стольких лет, с уверенностью могу сказать: лучшая награда за труд – успехи наших воспитанников. И замечательно, когда, повзрослев, окончив школы и институты, они снова приходят к нам, чтобы доверить уже собственных детей.
Узнать во взрослом, статусном человеке озорного мальчишку, припомнить в современной молодой женщине девочку со смешными косичками… Это и радостно, и до грусти трогательно: как быстро летит время. Все мы родом из детства, счастливого и благодатного времени, когда все деревья были большими, а мир не уставал нас удивлять различными событиями. Детство всегда раскрашено яркими, не тускнеющими красками. В этом есть и заслуга наших первых воспитателей.
Отправить комментарий