В свой праздничный день 8 марта большинство женщин не просыпаются ни свет ни заря, чтобы приготовить домочадцам завтрак и выпроводить их на работу или в школу. Они подольше нежатся в постели, а все хлопоты по дому и праздничные приготовления стараются отдать на откуп мужчинам. Чтобы провести этот день, купаясь в лучах любви, заботы и «ничегонеделания».
Но таким пасторальным праздник бывает далеко не у всех представительниц прекрасного пола. Для некоторых утро 8-го марта мало чем отличалось от любого другого рабочего дня. Разве только коллеги-мужчины были как никогда вежливы и галантны, говорили комплименты, исполняли капризы и, конечно же, дарили подарки и цветы.
Именно в такой празднично-рабочей обстановке прошла смена инспекторов отдела досмотра службы авиационной безопасности усинского аэропорта Елены Панковой, Светланы Атимофоае, Олеси Вокуевой, Ирины Лысенко и Елены Савчук, которые в этом составе трудятся почти пять лет.
«Объявляется регистрация на рейс «Усинск – Сыктывкар». Выстраивается очередь… Сумки взвешены, и пассажиры направляются в зал досмотра.
После того, как паспорта и билеты проверены, начальник смены Елена Панкова каждому пассажиру предлагает снять верхнюю одежду, положить в корзину и отправить вместе с вещами по ленте транспортёра в интроскоп для досмотра. Бывалые пассажиры выкладывают из карманов металлические предметы и мобильные телефоны, на которые среагирует металлодетектор, и проходят через «рамку».
Одни после этого сразу забирают вещи и одежду, другие вынуждены остановиться возле Елены Савчук, которая уже ручным металлоискателем определяет, почему «рамка» в очередной раз зазвенела. Возможно, это были заклёпки на джинсах или железные пуговицы…
«Жевательная резинка есть? – неожиданно звучит вопрос инспектора. В недоумении мужчина протягивает Елене «Орбит». – «Выложите её в лоток – металлоискатель реагирует на фольгу, из которой сделана упаковка». Жевательная резинка отправляется к ключам и телефону, а металлоискатель, к радости авиапассажира, больше не пищит.
Тем временем Олеся Вокуева тщательно проверяет содержимое «подозрительных» сумок, прошедших через интроскоп. Вот снова на мониторе высветился «неопознанный объект». Это – всего лишь термос. Определив по запаху, что жидкостью, которую запасливый путешественник решил пронести в самолёт, оказался кофе, Олеся разрешает ему пройти в «стерильную зону» – накопитель, где пассажиры дожидаются выхода на посадку.
А Ирина Лысенко уже завершает досмотр грузов, почты и бортпитания, чтобы вместе с ними на самолёт не были пронесены запрещённые предметы.
– Сегодня у нас по-праздничному лёгкая смена, – говорит после досмотра трёх рейсов – сыктывкарского, московского и вахтового – Елена Панкова. – Самолёты идут полупустыми, дежурство спокойное. Обычно пассажиров гораздо больше, а весной-летом, когда «зимник» закрывается, у нас начинается самая горячая пора – до двадцати и более рейсов в день выпускаем.
«Раз сто сегодня слышала фразу «Верхнюю одежду снимаем, в корзину и – на ленту». Неужели каждому это говорите?» – спросила у девушек.
– Практически да, – ответила Светлана. – Ведь далеко не каждый человек пользуется услугами воздушного транспорта и для некоторых этот полёт может быть первым. Поэтому они просто не знают, что и в какой очерёдности необходимо делать. А сколько курьёзных моментов бывает на интроскопе! То сами пассажиры норовят вместе с вещами «прокатиться» через рентгенаппарат, то кошек поверх куртки укладывают в корзину. Смотришь на монитор: едет двигающийся скелетик, а изнутри установки – жалобное мяуканье. «Что ж, – шутим, – жаль, но деток у вашей кошечки больше не будет». А однажды даже поросёнка через интроскоп провезли.
– Пассажиры разные бывают, – продолжает Ирина Лысенко.– Одни нервничают и выглядят растерянными от того, что оказались в нестандартной обстановке, другие – потому что пытаются провезти что-то запрещённое. Некоторые с «высоты своего положения» начинают возмущаться: «МЕНЯ и досматривать?!» Протестуют против досмотра и некоторые экипажи. Особенно этим грешат столичные пилоты. А для нас все равны – и пассажиры, и лётный состав: наша задача – обеспечить безопасность людей и не допустить проникновения на борт веществ и предметов, которые могут стать причиной ЧП. Поэтому стараемся каждого успокоить и корректно убедить, что предполётный досмотр – процедура обязательная для всех.
– Если же человек наотрез отказывается, – дополняет Олеся Вокуева, – мы вправе, руководствуясь ведомственным приказом, снять пассажира с рейса. Бывает это редко. Большинство – люди добропорядочные, сознательные. Понимают, что мы выполняем свои обязанности и стараемся в первую очередь для безопасности тех же пассажиров. Самое сложное в нашей работе – найти подход к каждому, поэтому стараемся быть в какой-то степени психологами.
– В этом нам очень помогает профайлинг, – продолжает Елена Савчук, – курсы которого проходит каждый инспектор: учимся по поведению, мимике, выражению глаз, моторике и другим нюансам «просчитывать» каждого отправляющегося в полёт. Поэтому на первый взгляд может показаться, что к одним пассажирам мы относимся лояльно, а к другим – с пристрастием. Это не так: те, кому есть чего бояться, себя выдают, а потому, проверив их с особой тщательностью, мы гарантируем, что полёт пройдёт нормально.
Инспекторы по досмотру раз в два года проходят курсы повышения квалификации, сдают зачёты, все приказы, регламентирующие деятельность службы, знают наизусть, ведь разъяснения пассажирам по провозу запрещённых или любых других предметов они должны дать сразу же, причём привести конкретный пункт правил или приказа, чтобы снять сомнения в законности изъятия. А бывает это не так уж и редко. Особенно грешат этим вахтовики, пытаясь пройти в самолёт или вертолёт с «сувенирами». Возвращаясь домой, везут баночки с нефтью, а отправляясь на работу – «заправляют» бутылки минералки или пакеты с соком – спиртным. Нередко люди отправляются в полёт, прихватив с собой ножи, сельчане иногда намереваются провезти порох. Всё это изымается по акту – таков порядок, а не прихоть инспекторов.
– Наша работа – обеспечить авиационную безопасность аэропорта, пассажиров и экипажа, – подводя итог рассказу девушек-инспекторов, сказал начальник службы авиационной безопасности усинского аэропорта Виктор Дулый. – Именно для этого и ведётся предполётный досмотр пассажиров, пилотов, багажа, ручной клади, почты, бортпитания и грузов, послеполётный досмотр, а также контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов. Досмотр, как правило, ведётся с применением технических средств, но, как у нас говорится, лучше нет детектора, чем рука инспектора. Поэтому мы проверяем и содержание подозрительных сумок, делаем личный досмотр – чаще всего пассажиров, пользующихся протезами, тростями, костылями, слуховыми аппаратами, а также тех, кто не смог трижды пройти «рамку».
«Почему на досмотре не просите снимать обувь?» – не удержалась от вопроса.
– Действительно, мы обязаны это делать, – ответил начальник службы авиабезопасности. – Но нам просто жаль пассажиров: температура в зале, особенно зимой, не позволяет нам даже интроскоп запускать, если мы всю ночь не прогреваем помещение калориферами. А представьте, что всем пассажирам, и детишкам, и пожилым людям, придётся снимать ботинки и по холодному бетонному полу идти за вещами. Для того, чтобы снимали обувь, в зале досмотра должны быть соответствующие условия, как минимум – ковровое покрытие и нормальная температура воздуха.
В следующем году, надеется Виктор Владимирович, в усинском аэропорту может появиться ещё один интроскоп для досмотра багажа: люди уже при регистрации смогут сдать вещи и, образно говоря, забыть о них до приземления в пункте назначения.
Что самое приятное в вашей работе? В ответе на этот вопрос и девушки-инспекторы, и их руководитель единодушны: коллектив, в котором все не только коллеги, но и друзья, готовые в любой момент поддержать, прийти на помощь. А это здорово, когда на смену выходит настоящая команда. Команда профессионалов.
Татьяна МАЦАКОВА
Отправить комментарий