По комсомольской путевке

26 января 2012 - 10:32

В эти дни Усинск отмечает очередную годовщину Всесоюзной ударной комсомольской стройки (ВУКС), с которой, собственно, и начиналась недлинная пока по времени, но богатая по содержанию история города нефтяников Коми. Вспомнить события тех далеких, но по-прежнему памятных лет мы попросили участника стройки, бывшего заместителя председателя профсоюзного комитета ППО «ЛУКОЙЛ-Усинсксервис», а ныне пенсионера Алексея Овчаренко.

Жизненный путь Алексея Ивановича очень характерен для многих советских людей, живших некогда на территории огромной и единой страны. Родился он в 1950 году на Украине, а затем в 1960-е переехал в Казахстан, в Темиртау, где жил его дядя. Здесь же закончил вечернюю школу и профтехучилище, работал слесарем по ремонту промышленного оборудования на местном металлургическом комбинате, который и сегодня считается крупнейшим заводом в мире. Позже выучился еще и на электрогазосварщика, как будто догадываясь, что эта профессия ему ой как пригодится в дальнейшем. Там же, на заводе, познакомился со своей будущей женой Татьяной, одной из дочерей Владимира Ивановича Жесткого, который потом станет основателем династии Жестких-Овчаренко в ППО «ЛУКОЙЛ-Усинсксервис». Но это уже тема отдельного разговора.

Так получилось, что вскоре ему вновь пришлось вернуться на Украину. Затем была служба в армии в городе Дубно Ровенской области, где он и остался после демобилизации. Здесь же расписался со своей Татьяной, вскоре у них родилась старшая дочь.

ВЫБИРАЕМ СЕВЕР

– А потом мы с другом решили поехать на заработки на Север по комсомольским путевкам, – рассказывает Алексей Иванович. – В райкоме комсомола нам предложили на выбор Байкало-Амурскую Магистраль (БАМ) и Республику Коми. Мы выбрали Север и первого сентября 1975 года приехали в поселок Усинск, нынешнюю Парму.

Помню, в городе тогда были заселены всего три пятиэтажки, а вокруг стояли недостроенные коробки домов, кругом грязь... Приняли меня в СМУ № 17 электрогазосварщиком. Возводили мы объекты соцкультбыта: школу № 2, ресторан «Аргус», пожарное депо, базу ОРСа, детский сад в Пионерном и др. Работа была тяжелая: постоянно на открытом воздухе и в слякоть, и в мороз. А еще перед самым Новым годом, когда необходимо было рапортовать о сдаче очередных квадратных метров жилья, нас срочно бросали на строительство многоэтажек.

По словам Алексея Ивановича, поначалу он рассчитывал подзаработать немного денег и уехать назад, к семье. Но, на удивление, Север его крепко захватил, и уже в январе 1976 года он привез сюда жену и дочку. Жили они тогда в балках, в знаменитом поселке Фантазия. Воду носили из колонки, но электричество уже было подведено.

– Очень хорошо помню, как дружно мы жили в поселке, где, кстати, родилась наша вторая дочь, – продолжает разговор А. Овчаренко. – Соседи -как родственники, вместе праздники отмечали, летом столы на улице составляли и устраивали посиделки. Когда Фантазию начали сносить, жена долго не хотела переезжать в выделенную нам трехкомнатную квартиру по улице Ленина, 19 – так ей все на прежнем месте нравилось. Оно и понятно: к тому времени я наш балок основательно обустроил, провел отопление, воду, даже ванну поставил. Но в марте 1985 года мне исполнилось 35 лет, и я очень хотел совместить это событие с новосельем. Как всегда, помог случай: неожиданно наш балок сгорел. Вот так мы и переехали.

Особенно запомнилось, как на удивление быстро строился город! Кажется, еще совсем недавно мы на болоте морошку собирали, а теперь на этом месте стоит наш дом. Все менялось буквально на глазах.

ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

Следует отметить, что к тому времени Алексей Иванович уже уволился из строй-управления и трудоустроился в ЦБПО, в цех нестандартного оборудования. По его словам, чего они только там с коллегами не варили: и основания для качалок, и сани под промышленные объекты, и различные будки. В общем, все, что не поставляли для «Коминефти» заводы, изготовляли они.

– Именно в ЦБПО я получил право на покупку своей первой машины – ВАЗ-2106, – вспоминает события тех давних лет А. Овчаренко. – Это был настоящий праздник! Но потом работать сварщиком я устал, пошел слесарем-инструментальщиком в цех новой техники. Там же начиналась моя работа, сначала в качестве председателя цехового профсоюзного комитета, а потом и председателем профкома ЦБПО. Все это происходило в период постоянных реорганизаций в лихие 1990-е годы. Ситуация ухудшалась на глазах: зарплату урезали, людей сокращали, цеха закрывали, отключив от электричества и тепла, чтобы не платить за аренду. Лишнее оборудование свозили в одно помещение для хранения, у нас это называлось «кладбище». В общем, времена были сложные, и продолжались они до прихода в 1999 году в Усинск «ЛУКОЙЛа».

В 2004 году, когда было создано ППО «ЛУКОЙЛ-Усинсксервис», объединившее ЦБПО, ЭПУ и ЦКПРС, Алексей Иванович занял должность заместителя председателя профсоюзного комитета предприятия и проработал в этом качестве до января 2010 года, то есть вплоть до выхода на пенсию.

Переехали они с супругой в город Новомичуринск Рязанской области, где новоиспеченный пенсионер продолжает рыбачить, но уже не на северных реках, а на Пронском водохранилище. А в Усинске остались их дочери, Елена и Наталья, которые работают там же, в ППО, экономистами в планово-экономическом отделе.

– У нас четверо внуков, которые приезжают к нам на лето, – как бы подводит черту под своими воспоминаниями Алексей Иванович. – Недавно подарили мне собаку лайку и назвали ее Парма для того, чтобы мы с женой всегда помнили о Севере! Да разве ж его забудешь, ведь мы прожили в Усинске целую жизнь!

На снимках из семейного архива: после «тихой охоты»; так выглядел Усинск 40 лет назад

Отправить комментарий