– Сколько лет дашь дедушке? – спросила меня знакомая, которая привела ко мне человека, принёсшего в нашу редакцию свои стихотворения.
Неуверенно ответил, что лет семьдесят.
«Восемьдесят четвёртый, мил человек, пошёл», – спокойно, с улыбкой ответил дед.
Я в ответ замахал руками, не поверил: в этом возрасте, мол, дедушки из дому нос уже не высовывают или с палочкой по больницам ходят. Дед снова улыбнулся, достал паспорт: «На, глянь, а то подумаешь, что обманываю». И правда, в графе «год и место рождения» написано – 14 января 1925 года, село Ульяновка Днепропетровской области.
Вот как бывает. Передо мной подтянутый, кряжистый, невысокого роста мужчина. Простые манеры, неспешная речь. Прочитал его стихи: по всему видно, что наш, усинец, человек, привыкший полагаться только на себя, свои силы, волевой, целеустремлённый, с сильным характером.
Василий Мазан приехал в Усинск в середине семидесятых. Ему сразу предложили работу маркшейдера в НГДУ «Усинскнефть», потому как он владел профессией достаточно редкой, в сфере добычи полезных ископаемых востребованной – геодезист-топограф.
– В своё время после окончания Тбилисского аэрогеофизического техникума пришлось пол-Союза тогдашнего объездить, – вспоминал Василий Иванович. – Трудился и на Кавказе, и в Туркмении, и в Сибири. Вместе с коллегами составляли карты местности, занимались поиском полезных ископаемых. Конечно, работа геофизика имеет свою романтику: большую часть времени на природе, учишься преодолевать трудности бытовой неустроенности, испытываешь тем самым себя… Но скажу вам, ох нелёгкая!
Василий с детства воспитал в себе самостоятельность, ответственность, трудолюбие. В восемь лет он остался без матери, которая умерла от голода, разразившегося в то время на Украине. Рано пошёл работать. В годы войны оказался в оккупации, в Белоруссии, где вступил в партизанский отряд под громким названием «Разгром». Участвовал в различных боевых операциях, которые организовывали партизаны.
Во время проведения одной из них, в Минске, фашисты арестовали Василия. По словам ветерана, «помогли» в этом фрицам осведомители, провокаторы.
18-летний парень находился до освобождения от фашистской оккупации Минска в тюрьме. Чудом остался в живых, потому что многих пленных партизан немцы перед тем как покинуть город, расстреляли. Но на этом мытарства Василия и его друга Николая Филиппова, тоже бывшего партизана, с которым он познакомился в тюрьме, не закончились. Ребят отправили в Подмосковье, в так называемый проверочно-фильтрационный лагерь. До 1946 года Василий работал в Москве, на механическом заводе, затем на автобазе столицы. До этого времени был так называемым невыездным. Когда подозрения с В. Мазана сняли, парень уехал в Грузию, где тогда жили его отец и брат.
С другом Николаем Василий, к сожалению, связь потерял. Позже уже узнал, что на него состряпали уголовное дело, судили и признали «врагом народа». Недавно Василий Иванович попытался найти друга с помощью телепередачи «Жди меня», но тщетно. «Наверно, сгинул Коля в лагерях, – тяжело, со слезами на глазах выдохнул горькие слова Василий Иванович. – Сколько таких вот ребят сталинский террор погубил».
Сейчас Василий Иванович живёт в городе Снежное на Украине вместе с сыном Максимом. Сыном Василий Мазан очень гордится, ведь Максим окончил с серебряной медалью школу, затем Таганрогский радиотехнический университет с отличием, а теперь трудится в Снежном главным инженером «Укртелекома». В Усинске в школе искусств работает дочь Светлана, она преподаватель по классу фортепиано, в своё время окончила консерваторию в Донецке. Ещё один сын, Александр, к сожалению, трагически погиб в конце восьмидесятых. У Василия Ивановича уже взрослые внук и внучка, растёт трёхлетняя правнучка Алёна.
В конце прошлого года не стало супруги ветерана Тамары Сафроновны, с которой он прожил вместе 35 лет. Но дед Мазан не остался один на один со своей бедой, ведь у него есть его дети, родные и друзья. Он часто приезжает в Усинск, к своему давнему товарищу Николаю Найдину, с которым вместе работал. Вот и сейчас, находясь в городе, он погостил у него, показал свои стихи о Севере, который Василий Иванович любит, ведь здесь, на Усинской земле, он прожил часть своей жизни, отдал много сил и труда обустройству нефтяных месторождений. «В этих стихах – мои чувства к Северу. А как написал, пусть оценит читатель», – сказал под конец нашей беседы дед Мазан.
Григорий КОЖЕВИН
Фото автора
Отправить комментарий