Мы живём в эру скоростных коммуникаций: СМС, e-mail, видеосвязь – всё это помогает более оперативно обмениваться информацией. Кажется, что сейчас уже никто не хочет тратить время на написание простых писем, да и на синие ящички с логотипом «Почта России» внимание обращают немногие.
«Как часто вы отправляете письма?» – спрашиваю у стоящей в очереди в почтовом отделении женщины с конвертом в руке.
– Редко, – отвечает она, – раньше писала чаще. Связь сегодня развита настолько, что проще позвонить или пообщаться через Интернет. Тем не менее, я не думаю, что почта когда-нибудь исчезнет, а профессия почтальона станет неактуальной. Видите, сколько в отделении собралось людей. Так что и через десять лет будет достаточно желающих отправить телеграмму или открытку, чтобы поздравить друзей и родных с праздником, сообщить о каком-то важном событии.
И на самом деле: услуги почты более чем востребованы. Сотрудники почтовых отделений принимают и обрабатывают огромное количество посылок, подписок, денежных переводов. А печатную продукцию и письма всё так же доставляет населению почтальон – представитель одной из самых социально значимых профессий.
– Работать почтальоном мечтал с детства, – делится Рамиль Ханнанов, – ты приносишь людям домой письма, газеты, пенсию, извещения о посылках. Когда был школьником, любил писать письма бабушке в Башкортостан. Перечитывал их с мамой, исправляя ошибки, переписывал на чистовик, рисовал на полях цветными карандашами «иллюстрации», а когда получал ответ, с интересом разглядывал наклеенные марки. И навсегда в памяти остался запах чернил, яблок и цветов, исходивший от бабушкиного послания.
Работать на почту Рамиль пришёл недавно, в мае этого года, но уже стал своим в коллективе.
– Учился в Башкирии, – рассказывает Рамиль, – в Восточной экономико-юридической гуманитарной академии по специальности «Экономист». В 2012 году окончил вуз, поработал по специальности в финансовой компании, а спустя какое-то время понял, что это не моё.
Однажды, зайдя на почту за посылкой от бабушки, увидел на дверях объявление, что требуются почтальоны. И решил попробовать. Прошёл собеседование и устроился на работу.
Освоился быстро, – продолжает он, – по утрам перебираю письма, газеты, а после обеда разношу по адресам. Мой участок включает девять домов – по три на улицах Строителей, Нефтяников и Молодёжной. Обычно с заданием справляюсь до 18 часов, но бывает, что почты очень много, особенно в предпраздничные дни, тогда и до восьми вечера приходится задерживаться. Заказные письма, бандероли или пенсию доставляю «лично в руки». Бывает, люди преклонных лет просят занести то конверт, то марку. Пенсионеры особенно вежливы, улыбчивы, вообще меня на участках уже все знают, всегда останавливают и спрашивают, есть ли для них что-нибудь.
– Рамиль Ханнанов у нас пока почтальон третьего класса, – поясняет начальник участка по контролю за производственно-технологической деятельностью ОСП «Печорский почтамт» Галина Ведмецкая, – то есть занимается он обслуживанием своего доставочного участка, но при необходимости может выйти на замену коллег с ещё одного или двух участков. Нагрузка у почтальонов второго и первого классов более высокая.
Но главное здесь не столько количество и объём работы, сколько профессионализм, знания и умение прекрасно ориентироваться в городе, чтобы в случае необходимости подменить коллег. Как в любой другой профессии, в работе почтальона есть свои плюсы и минусы. Главное достоинство – постоянное общение с людьми, что придаёт жизненных сил и поддерживает желание работать. В основном работники почты – женщины. Когда к нам пришёл Рамиль, мы были приятно удивлены. Хотя когда-то давно почтальонами работали в основном мужчины – считалось, что для женщины такая профессия слишком тяжела и опасна – приходится ходить по тёмным подъездам, стучаться в двери, если письмо нужно вручить лично в руки, да и таскать «неподъёмную» сумку с газетами, журналами и письмами женщинам противопоказано.
Сейчас, когда ты рано утром обнаруживаешь в своём почтовом ящике письмо или газету, воспринимаешь это как данность. И мало кого интересует, кем и когда корреспонденция была доставлена, сколько ей пришлось пройти этапов, чтобы оказаться у адресата.
– Нашу почту часто ругают – за нерасторопность операторов, очереди, в которых люди теряют время, невежливое обслуживание, – продолжает Г. Ведмецкая. – Часто нарекания справедливы, а иногда отношение просто предвзятое. Низкая зарплата вызывает текучесть кадров. Новичок, пока не освоит компьютерную программу, работает медленно. А как только поднатореет – уходит на более прибыльное место. И так – по кругу. Молодёжь работать не соглашается, а старшему поколению не всегда удаётся освоить новые технологии. Несмотря на трудности, почтальонов у нас полный штат, а вот операторов связи, которые занимаются обслуживанием клиентов в почтовых отделениях, – некомплект, не хватает 10 штатных единиц. Тем не менее, стараемся справляться со всем объёмом работы.
В настоящее время, кроме оказания своих традиционных услуг, почта занимается денежными переводами, выплатами пенсий, пособий, приёмом коммунальных платежей. Также в отделении можно оформить почтовую карту, приобрести товары народного потребления, лотерейные билеты.
С декабря 2013 года внедрена новая услуга по реализации программы добровольного страхования «Мигрант», направленной на организацию защиты мигрантов, прибывающих на территорию РФ.
С сентября этого года «Почта России» предоставляет услугу по приёму от граждан РФ уведомлений о наличии иного гражданства или документов на право постоянного проживания в иностранном государстве (уведомления о двойном гражданстве). С октября запускается новый проект по реализации программы страхования имущества физических лиц «Антикража».
А в понедельник, 6 октября, во всех почтовых отделениях Усинска стартовала ежегодная «Международная неделя письма», в рамках которой отмечается и Всемирный день почты – профессиональный праздник всех почтовиков.
– В эти дни мы предлагаем всем усинцам написать письма родным, друзьям и любимым людям, – говорит Галина Александровна. – Специально для этой акции организовано спецгашение знаков почтовой оплаты специальным штемпелем «Неделя письма», который проставляется на конвертах и открытках в отделении почтовой связи по ул. Возейской.
– Письма, обыкновенные бумажные, – в общей массе корреспонденции их не так много, а жаль, – говорит Рамиль Ханнанов. – Ведь написанное от руки послание – это как фотография, в нём память и частица души человека, который над ним размышлял, подбирал слова. Безусловно, есть масса куда более удобных и быстрых способов передать информацию. Но … у Интернета нет почерка. И, как сказала героиня одного очень хорошего фильма, «Пишите письма, господа! Если бы в окопах были телефоны, то что бы сейчас осталось мне?».
Отправить комментарий